Елена Ковалёва
Консультация «Обучение восприятию цвета»
▼ Скачать + Заказать документы
Цвет оказывает на ребёнка огромное эмоциональное воздействие. Знакомство детей с цветом как признаком конкретного предмета происходит сравнительно легко, но точное название цвета, использование его как опознавательного признака требует особого целенаправленного обучения. В начале года мы проверили, как дети различают цвет. Выяснили, что лишь небольшая часть из них различала основные цвета. В работе по ознакомлению детей с цветом наметили следующие задачи:
-использование дидактических игр;
Публикация «Консультация „Обучение восприятию цвета“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
-создание условий для ознакомления детей с цветом, в частности изготовление дидактических игр.
В процессе игр дети учатся решать простые умственные задачи типа:
-поставить рядом два предмета одинакового цвета, сравнить их;
-сгруппировать предметы одного цвета;
-правильно называть цвет.
Работа проводилась поэтапно. Сначала детей учили различать цвет предметов, подбирать тождественный, не связывая представление о цвете со словом. Развивали у детей память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагали дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери правильно». Дидактический материал вызвал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключение: «Такой же шарик, такая же палочка, грибочки одинаковые». Конечно же не все дети справились с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признак цвета. Постоянно разнообразили дидактический материал. Использовали и игры-самоделки: «Цветные крышечки», «Втулочки по местам», которые вызвали у детей большой интерес. Учитывая особенности восприятия детьми цвета, использовали сначала хроматические цвета :красный, жёлтый, синий, зелёный, а затем и ахроматические: белый и чёрный. Старались подбирать игрушки и предметы интенсивной окраски. Дети научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Использовали игру сюжетного содержания «Спрячь мышку», цель-научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой набор домиков из картона красного, зелёного, синего, белого цветов. На домиках нарисована норка с мышкой. Перед детьми ставится задача: закрыть норку дверцей тождественского цвета. Малышам понравилась игра, они правильно. Подбирали по цветному признаку, спешили закрыть ею норку от мышки. Наблюдая за играми детей, мы заметили особый интерес девочек к игрушкам-куклам. Эту особенность решили использовать для закрепления знаний о цвете в дидактической игре «Одень куклу». Большую помощь оказали родители в изготовлении атрибутов игры-нарядной красочной одежды для кукол. Мальчики любят играть с машинами, при этом фиксируют своё внимание на видах машин, чаще не обращая внимание на цвет. Решили сконцентрировать их внимание на цвете машин. Родители сделали силуэты грузовиков, автобусов, легковых машин и окрасили их в разные цвета. Перед детьми ставились задачи: ребятам предстояло отобрать силуэты автобуса, грузовика, легкового автомобиля одного цвета. Ребята старательно подбирали машины одного цвета, называли виды машин. Звучали детские рассуждения: «По дороге едет грузовик того же цвета, что и автобус. Знания детей, полученные в дидактических играх, закрепляли при проведении развивающих игр. Эти игры представляли собой набор логических задач возрастающей сложности. Дети старательно складывали узоры-дорожки по графическому изображению из кубиков, которые окрашены в красный, синий, жёлтый белый цвета. Справившимся с заданием давали машину того же цвета, что и дорожка для обыгрывания. Развивающие игры по своему содержанию в большинстве абстрактны. Для детей третьего года жизни характерна конкретность мышления, поэтому давали узорам название и обыгрывали их. По красным ступенькам гуляла матрёшка в красном сарафане, по дорожке жёлтого цвета ехала жёлтая машина. Другая игра «Сложи квадрат» развивала воображение детей, цветоразличение, логическое мышление. Однако дети затруднялись в выполнении задания. Малышам было нелегко отобрать части квадрата определённого цвета из множества плоских частей. Они теряли интерес к игре. Чтобы заинтересовать детей игрой, сделали из двух сложенных квадратов домики, использовав для крыш треугольные формы. Рассказали детям о том, что в этих домиках жили зайчики. Зайчики пошли гулять. Пришёл мишка и поломал домики. Вернулись зайчики домой, а домиков нет. Заплакали зайчики: «Где мы будем жить?». Игровая ситуация заинтересовала детей. Дети внимательно рассматривали части квадратов, сопоставляли их, действовали совместно обговаривали свои действия: «А этот кирпичик подойдет?». Сложив квадрат по образцу, приставили «крышу». Учили узнавать цвет по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагали детям найти предметы заданного цвета : «Собери желтую пирамиду. Возьми красные грибочки. Построй белый домик» и т. д. Использовали и настольно-печатные игры: «Лото», «Шесть картинок», «Парные картинки». В них дети подбирали маленькие карточки с изображёнными предметами к большим картам по смысловому содержанию. Маленькие карточки и большие карты, связанные между собой, имели один цветовой фон. В игре «Парные картинки», задание состояло в том, чтобы к предмету одного цвета подбирать такой же предмет, но другого цвета. Внимание детей концентрировалось на том, что цвет-это признак предмета, который надо заметить, отличить. Для закрепления знаний о названии цвета сделали игру-самоделку «Маша-растеряша». Детям давали задание подобрать к большим картам, на которых изображена Маша-растеряша в одном ботинке, с одним бантом, маленькие карточки с изображением недостающих предметов того же цвета. Дети учились быстро находить необходимый цвет. Работу по восприятию цвета проводили с учетом индивидуальных особенностей детей. Проводилась работа с родителями. Мы подробно рассказали родителям о содержании работы по знакомству детей с цветом, о важности своевременного восприятия цветового различия, а также о том, какая работа должна проводиться в семье. Оформили выставку дидактических игр, способствующих закреплению знаний о цвете.