Нелли Ашотовна Паветко
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников средствами музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание дошкольников средствами музыки
Подготовила
Паветко Н. А.
«Нельзя вырастить полноценного человека
без воспитания в нем чувства Прекрасного…»
Рабиндранат Тагор
Публикация «Консультация „Нравственное воспитание дошкольников средствами музыки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Нравственное воспитание детей в дошкольном возрасте способствует формированию внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни ребенка.
Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
Целенаправленная работа начинается уже с раннего возраста необходимо отметить, что музыкальное искусство – едва ли ни единственный вид, доступный восприятию малышей. Он задолго до развития речи реагирует на звуки музыки, поэтому с детьми этого возраста слушаем произведения, которые вызывают у них положительные эмоции: спокойствие, радость, нежность, просветленность. Как показывает практика, дети с раннего возраста с удовольствием слушают музыку как старинных, так и современных композиторов: «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой; «Слон», «Кур и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса); «Микита», (белорус. нар. мелодия); «Зимнее утро», муз. П. И. Чайковского и т. д.
Обращаю внимание детей перед началом исполнения произведения, приучаю сидеть тихо, не разговаривать во время звучания музыки.
Как показывает опыт, слушание музыки должно быть по-разному активным, с включением движения, творческой игры с инструментами, пением, звучащими жестами. Музыка для детей не может быть другой, иначе она не сможет выполнять свое педагогическое предназначение: служить средством первоначального музыкального воспитания. В ней есть все то, что близко ребятам: своя веселая поэзия; простейшее движение, доставляющее им ни с чем несравнимую радость; пение, переходящее в речь, когда петь надоест, и речь, переходящая в пение от избытка чувств.
Песня наиболее близка и доступна детям. Она помогает им глубже воспринимать музыку, активно выражать свои переживания и чувства.
Пение таких песен как «Дождик» рус. нар. мелодии, обр. В. Фере; «Кошка», муз. Ан. Александрова; «Птичка», муз. М. Раухвергера и т. д.
тесно связано с общим развитием ребенка и формирования его личностных качеств. Мир поэтических образов, тексты разучиваемых песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.
Музыкально-ритмические движения так же являются важной составляющей в нравственном развитии личности ребенка.
Дети, подражая взрослым, танцуют под звучащую музыку и делают это намного интересней, изобретательней, придумывая танец с радостью, бьющейся через край. Ребята очень отзывчивы на движение и возможность общения без слов, когда подобное приглашение исходит от самой музыки. Многочисленные примеры показывают, насколько органична внутренняя взаимосвязи музыки и движения, это «Пляска с платочками» нем. нар. мелодия; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой; «Погремушка», попляши», муз. И. Арсеева; «Бубен» рус. нар. мелодия и др. Поэтому в музыкальном воспитании движение должно присутствовать как важнейший и обязательный компонент. «Будем играть на музыкальных инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальные движения» - все эти формы преподавания вызывают восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, созидателями, а не сторонними наблюдателями и слушателями. Они внутри музыки, а не вне ее.
Понимая, что духовный мир русского человека можно лучше понять, обращаясь к истокам народной культуры, знакомлю детей с песенным и устным фольклором, как важнейшей частью духовной жизни народа, объективными законами красоты. Для удовлетворения рано возникающей у детей младшего возраста потребности в художественном слове, ритмичных движениях педагогами используются в работе с детьми потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни.
Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков. В период оторванности от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе:
Танечка, баю, бай, бай!
Не ложись на самый край-
Придет серенький волчок;
Схватит Таню за бочок.
А…. Баю-бай-бай! Усни…
Малыши, напевая и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим.
«Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», – гласит старинная мудрость.
Поэтому начиная знакомство с музыкальными инструментами использую: деревянные ложки, погремушки, барабан, бубен, колокольчики. Здесь важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения: нежный, звонкий (колокольчик, четкий, ритмический (барабан, объясняю на каком инструменте лучше поиграть, при ходьбе, беге, танцу или вступлению к песне.
Для реализации задач по нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
Одним из средств реализации задач нравственного воспитания стало проведение таких праздников, как «Яблочный Спас», «Собирайся народ у березки в хоровод», «В гости к бабушке Арине». По своей направленности наша работа является светской. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения она предполагает широкое использование богатого духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового.
Мы знакомим детей с красотой обряда освящение яблок, как важно любить друг друга и уважать старших, как нужно радоваться богатому урожаю и щедрым дарам природы, как важно добросовестно трудиться. Это делает ребят лучше, чище, духовно богаче.
Нравственное воспитание средствами музыкального искусства учит детей сопереживать, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа по нравственному воспитанию способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и учит их творчески преобразовывать окружающий мир.