Татьяна Усынина
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах и дорогах. Экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания в группе 2-6
Задачи:
1. Повышать компетентность родителей по проблемам соблюдения правил дорожного движения на улицах города.
2. Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.
План:
Публикация «Родительское собрание „Безопасность детей на улицах и дорогах, Экспериментирование“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Родительские собрания
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Безопасность детей на улицах и дорогах
2. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира
3. Разное.
Участники: воспитатели группы: Шкода Н. П., Усынина Т. А.
Ход собрания:
Выступление воспитателей:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас здесь. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу. Просим всех зарегистрироваться. Секретарю, Бухтояровой предложить вести протокол собрания.
На повестке нашего собрания :
1. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира
2. Безопасность детей на улицах и дорогах
3. Разное.
1 вопрос.
Первый вопрос нашей встречи посвящен очень важной проблеме – воспитанию у детей навыков безопасного поведения на улицах города.
Консультация № 1: «Безопасность детей – в наших руках»
Наш детский сад находится недалеко от дороги с интенсивным транспортным движением. Чтобы не попасть в беду необходимо знать ПДД. У вас может возникнуть вопрос: не будет ли работа по изучению правил дорожного движения в детском саду излишней, ведь ребенок, переходя дорогу, находясь в транспорте, всегда находиться под присмотром взрослого?
Необходимо помнить о том, что формирование сознательного поведения – это длительный процесс. Сейчас ребенок ходит за руку рядом с вами, а очень скоро он станет самостоятельным участником дорожного движения – пешеходом или пассажиром.
Таким образом, работа по обучению детей правилам дорожного движения – это работа длительная.
Чтобы она принесла нам хорошие результаты, необходимо не только проводить занятия и беседы с детьми, но и применять на практике эти знания.
Работа должна вестись систематически. Необходимо не только беседовать с детьми, но и применять эти знания на практике.
Наша задача - развить в детях понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир.
Важно это сделать до того, пока ребенок не перенял, не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.
Изучение правил дорожного движения в детском саду происходит на специальных занятиях, в ходе игр (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, развлечений и т. д.
Темой ПДД охватываются не только познавательные, но и другие виды занятий - математика, ознакомление с художественной литературой, изо-деятельность, физкультура и др.
На занятиях дети учатся ориентироваться в пространстве, моделируют различные ситуации на дороге, проигрывают их. Также у детей формируем двигательные навыки: дети должны не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом, или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движением других людей и перемещением предметов.
Кроме того, с помощью дидактических игр стараемся развить произвольное, активное внимание, т. к. для безопасного поведения на улицах необходимо формировать у детей произвольное внимание, способность сосредоточиться на дорожной ситуации.
«Решение практических задач».
Воспитатель: Сейчас мы предлагаем посоревноваться в знании правил дорожного движения. Для этого нужно разделиться на две команды.
Отвечаем на вопросы. Учитывается правильность и быстрота ваших ответов.
(Родителям раздаются карточки с вопросами).
1. Какие виды пешеходных переходов бывают?
(Регулируемые и нерегулируемые, наземные, надземные, подземные).
2. Как следует переходить улицу, если отсутствует пешеходный переход? (Разрешается переходить улицу под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны. Выходить на проезжую часть разрешается только после того, как пешеходы убедятся, что переход безопасен).
3. Как следует держать ребенка за руку при переходе улицы? (Крепко за запястье, чтобы ребенок не вырвал руку).
4. Как взрослый с ребенком должен входить в автобус? (Ребенок входит первым, взрослый за ним).
5. Как взрослый с ребенком должен выходить из автобуса? (Взрослый выходит первым и помогает выйти ребенку).
6. Как правильно везти ребенка на взрослом велосипеде?
(Нельзя сажать ребенка на раму своего велосипеда. На велосипедной раме, за рулем должно быть установлено специальное детское сидение с подножками).
7. Почему на автобусных остановках, особенно в сырую погоду, необходимо быть на некотором удалении от проезжей части, наблюдая за приближающимся транспортом?
(Если площадка остановки мокрая, можно поскользнуться и попасть под останавливающийся транспорт. На скользкой проезжей части может произойти занос транспортного средства на площадку, тротуар).
8. Где и как надо ожидать автобус?
(Только на специальных посадочных площадках; если их нет, то на тротуаре или на обочине. Детей надо держать за руку так, чтобы они стояли дальше от проезжей части).
Подводятся итоги, подсчитываются правильные ответы, оценивается активность каждой команды.
Воспитатель: Родители - первые педагоги своих детей. Ваши дети учатся законам улицы, беря пример с вас. Уберечь ребенка от беды на дороге – долг всех взрослых. Поэтому предлагаю и дальше сотрудничать по формированию у наших детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил дорожного движения.
2 вопрос.
Сегодня мы для вас покажем необыкновенные фокусы, которые встречаются в нашем быту каждый день и могут помочь нашим детям развивать творческие способности. Ведь каждый ребенок, по своей натуре исследователь, без этого его маленькая жизнь скучна и неинтересна.
Консультация № 2: Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира
Этот вопрос хочется начать мудрыми словами В. А. Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность моего ребенка? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?
— Почему в дырках ничего нет?
— Отчего ветер дует?
— Откуда приходит дождь?
— Почему предметы падают вниз?
Эти ставшие уже классическими вопросы, так же как и тысячи других, дети задают взрослым во все времена.
Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира?
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность ребенка? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями.
Природа окружает ребёнка с ранних лет, это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает умение делать выводы, воспитывать логику мыслей, чёткость и красоту речи. Каждый момент знакомства с природой – это урок развития детского ума, творчества, чувства.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем Ребёнок. Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
В возрасте 5 – 6 лет формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание, дети получают другое.
А уже в 6 – 7 лет проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Родители, от этих вопросов отшучиваются: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «ваши промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, кухня, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ, о воздухе. Начните экспериментировать, и тогда один опыт повлечёт за собой другой, вы будете захвачены процессом и теми открытиями, которые вас ожидают.
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Используя различные источники информации, мы собрали большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.
Презентация уголка экспериментирования «Эврика»
«Эврика!» воскликнул древнегреческий ученый Архимед, когда открыл основной закон гидростатики.
Наш уголок опытно – экспериментальной деятельности состоит из 5 зон:
1 зона - мини лаборатория
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы,необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путё м познают тайны живой и неживой природы:
Специальная посуда
Природный материал
Утилизированный материал
Прочие материалы: это приборы – помощники
Медицинский материал
Мир материалов
Технический материал
Коллекция семян
Гербарий собранный на участке нашего сада
2 зона – наш методический центр.
Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов и экспериментов по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности.
3 зона – центр «Хочу всё знать».
Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами мы используем для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
4 зона – мини - музей «Чудесная кладовая».
Один из элементов нашей опытно – экспериментальной среды – мини- музей, где находятся работы созданные руками человека в процессе поисково-исследовательской деятельности.
Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально – чувственного опыта.
5 зона - наша игротека.
В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Имеются игры по валеологии. Создана картотека игр. В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
Свое выступление хочется закончить китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
3. Разное
- О невозможности прихода ребенка по болезни или другой уважительной причине просим Вас сообщать воспитателю. Ребенок, не посещающий детский сад более пяти дней, должен иметь справку от врача.
- Необходимо иметь запасной комплект одежды в шкафчике.
- Родительская плата за детский сад вносится своевременно, а точнее не позднее 15 числа каждого месяца.
Итоги родительского собрания
___
Приложение 1
Анкета «Детское экспериментирование в семье»
1. ФИО ребенка ___
2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
(нужное подчеркнуть) :
а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых);
б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.
3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)
4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда)
5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию
(нужное подчеркнуть) :
- проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
- оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
- сотрудничаю, т. е. включаюсь в деятельность;
- другие методы (какие именно).
6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?
7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок?
(любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)
8. Что вам больше по душе:
когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир, или при тесном взаимодействии с родителями?
Приложение 2
Консультация
Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях?
На улице идет дождь и прогулку приходится отложить. Чем же занять ребенка дома? Может быть химией? Отбросьте громоздкие формулы и взгляните на химию изнутри - вам откроется мир чудесных превращений! Покажите ему как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет. В стеклянную банку или стакан налейте воду и растворите в ней таблетку фенолфталеина (он продается в аптеке и лучше известен под названием «пурген»). Жидкость будет прозрачной. Затем добавьте раствор питьевой соды - раствор окрасится в интенсивный розово-малиновый цвет. Насладившись таким превращением, добавьте туда же уксус или лимонную кислоту - раствор снова обесцветится.
Производит впечатление на детей и такой простой опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная нейтрализация, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться). Это можно показать на опыте «Вулкан» :
Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма. Материал: сода 1 чайная ложка, три столовых ложки лимонной кислоты, красный пищевой краситель, стеклянная пробирка, конус из картона в которую будем вставлять пробирку, вода.
Насыпьте 1 чайную ложку соды в пробирку. Налейте немного воды. Тщательно встряхните и перемешайте.
Добавьте 5 капель моющей жидкости и три капли пищевого красителя. Еще раз перемешайте.
Вставьте в конус пробирку.
Всыпьте лимонную кислоту в пробирку. Увидите, как смесь начнет пениться.
А выращивать кристаллы не пробовали? Это совсем несложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы.
Вы, наверное, играли с ребенком в пиратов или разбойников? Что в такой игре главное? Правильно, найти клад. А чтобы игра была интереснее, можно использовать секретное послание, где указано место расположения клада. Сделать такое письмо дома можно двумя способами:
Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь) или прогладив утюгом.
Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.
Очень простой опыт, но тоже очень интересный:
«Яйцо утонет или всплывет?»
Материал: 2 яйца, сваренное вкрутую, 4 ч. л. соли, 2 стакана воды.
Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.
В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности.
Если вода соленая, ее вес увеличивается и поэтому яйцо плавает.
Будьте предельно осторожны при проведении опытов, в которых используются лекарства или химические реактивы! Не оставляйте малыша наедине с ними! Следите, чтобы результаты химических опытов не оказались в доступности для ребенка и не попали в пищу.
Приложение 3
Памятка для родителей
«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»
1. Во время купания. В ванной комнате разрешить играть: с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром, или губкой) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
2. Во время уборки. Спросить у ребё нка: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?» Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
3. Во время поливки цветов. Поинтересуйтесь у малыша: «Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?» Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
4. В ходе проведения ремонта. Узнайте мнение ребенка: «Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?» Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
5. Однажды на кухне. Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.
В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.
Желаем Вам успехов!