Галина Задольская
Консультация «Слуховое восприятие»
▼ Скачать + Заказать документы
Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить.
Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.
Публикация «Консультация „Слуховое восприятие“» размещена в разделах
Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности.
Развитие речи ребенка, правильное произношение всех звуков зависит от того, хорошо ли ребенок различает звуки окружающего мира на слух. Поэтому очень важно развивать слуховое внимание и восприятие своего ребенка.
Необходимо проводить с ребенком игры на развитие слухового восприятия.
В 7 месяцев:
Игра: "Песенное сопровождение"
Переодевая ребенка, купая его, одевая на прогулку, напевайте детские песенки или рассказывайте стишки на соответствующую тему.
Игра:"Звуки природы"
Гуляя на улице, побуждайте малыша прислушиваться к звукам природы: шелесту листьев, шуму ветру, пению птиц, скрипу снега, стуку капель дождя по крыше и т. д. Замечайте шум окружающей обстановки: «Слышишь, машина поехала, велосипед трещит, поезд гудит, самолет летит» и т. д. Комментируйте услышанное и увиденное ребенком.
В 8 месяцев:
Игра:"Звучащая коллекция"
Наполните тряпичные мешочки или разные пластмассовые баночки с плотно закрывающимися крышками следующими предметами: пуговицами, монетками, бусинками, палочками, горохом, фасолью, рисом, гречкой. Хорошенько закрепите крышку или даже приклейте её или замотайте скотчем. Малыш будет стараться извлекать звуки из этих баночек и учиться прислушиваться к их разному звучанию.
Игра:"Подудим"
Научите малыша дуть в свисток, дудочку, трубу, свирель. Малышу будет интересно самому извлекать звук из этих предметов.
В 10 месяцев:
Игра:"Где?"
Спрашивайте ребенка о разных предметах: где лампа, окно, картина, пирамидка и т. п.
Игра:"Кухонный оркестр"
Дайте ребенку ритмично постучать ложкой по металлическим кастрюлям, чугунным сковородкам, побить крышками, поиграть на деревянных ложках.
В 11 месяцев:
Игра:"Делай как я"
Похлопайте в ладоши, почмокайте губами, потопайте ногами – а малыш пусть повторит ваши звучные действия. Давайте малышу словесные задания, а он их пусть выполняет: похлопай в ладоши, потопай как мишка, подуй на меня, понюхай цветочек.
Игра:"Шумелки"
Вместе с малышом положите несколько фасолин (горошин и пр.) в бутылку из-под питьевого йогурта, плотно закройте крышкой – получатся маракасы. Потрясите ими вместе с ребенком. Можно греметь погремушкой, высоко подняв ее над головой или опустив вниз.
В12 месяцев:
Игра:" Музыкальные инструменты"
Если есть возможность, приобретайте ребенку различные детские музыкальные инструменты: трещотки, треугольники, бубны, металлофон, пианино, гармошка и т. п. Малыш с удовольствием будет учиться на них музицировать.
Игра: "Найди игрушку"
Заведите заводную игрушку и спрячьте её в любом
месте. Пусть малыш ходит по квартире и ищет игрушку по звуку.
Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.
Использование предложенных игр позволит малышу обогатить и расширить представления о звуках окружающего мира, позволит развить и сформировать не только слуховое восприятие, но и будет способствовать развитию других познавательных процессов, таких как, мышление, речь, воображение, а это в свою очередь является фундаментом становления познавательной сферы у детей дошкольного возраста.