наталья должанская
Консультация для родителей «Первые шаги ребенка в воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Первые шаги ребенка в воде (из опыта работы)
Группа упражнений, направленных на ознакомление с местом занятий, включает игры с игрушками н мелком месте, ходьба и бег с различными положениями рук, с гребковыми движениями руками во время продвижения.
Тренер на первых занятиях обязательно находится в воде и оказывает при необходимости помощь и поддержку.
Глубину, на которой играют дети постепенно увеличиваем до пояса, до груди.
Темочки:
Побудить детей погружаться в воду по грудь можно и на маленькой глубине- можно, например, предложить собрать со дна предметы, подц-пив их пальцами ног или присев в воду.
Хорошим средством преодоления водобоязни являются соскоки в воду с бортика бассейна в подставленные руки тренера.
Следующая задача- очень важно научить ребенка погружаться в воду с головой. Начинаем с простейших заданий- обливание из ведерка, кратковременное опускание лица в воду, игры с предметами, предусматривающие погружение под воду, умывание, прохождение через обруч, по-ставленный вертикально, его верхний край расположен на 10-15 см над поверхностью воды и т. д.
При погружении ребенок должен научиться открывать в воде глаза. Но не протирать их потом руками. На устранение этой, в- общем- то, естественной реакции необходимо обращать внимание постоянно, с первых занятий, не допуская ее превращения в привычку.
Следующая группа упражнений направлена на формирование умения всплывать и лежать на воде. Базой для их выполнения являются упражнения предыдущей группы- на погружение под воду. Если ребенок в состоянии оставаться под водой на задержанном вдохе 7-10 секунд, то можно приступить к обучению всплывания. Для этого необходимо сделать глубокий вдох, задержать дыхание и присесть, обхватив руками колени. Под действием выталкивающей силы ребенок всплывает к поверхности как поплавок. Важная деталь- голова ребенка должна быть наклонена вперед, подбородок почти касается груди. При правильном выполнении «поплавка» над водой показывается верхняя часть спины. При выполнении этого упражнения обязательно присутствие тренера рядом с ребенком и оказание ему легкой поддержки.
При последующих выполнениях «поплавка» нужно двести продолжительность «свободного плавания» до 12- 15 секунд.
Из положения «поплавок» легко перейти в другое- «звездочку». Для этого надо развести руки и ноги в стороны (не поднимая головы из воды) и принять горизонтальное положение. Другой вариант- задержать дыхание на вдохе наклониться вперед и, положив руки на воду, слегка оттолкнуться от дна.
После овладения лежанием на груди, учим ребенка лежать на спине, придерживая его на первых порах под затылок. Вначале это упражнение выполняется более простым способом- лежать с вытянутыми вдоль туловища руками. Затем необходимо научить детей лежать с вытянутыми вверх руками. Важная деталь: уши ребенка не должны быть зажаты руками. Постепенно уменьшая поддержку, учим детей свободно лежать с разведенными в стороны ногами и руками.
Упражнения на всплывание и на лежание на поверхности воды закрепляем в процессе занятий, видоизменяя и усложняя задания. Например, «поплавок» можно подвергнуть «морским испытаниям»- легким покачиванием ребенка во время всплывания. А упражнения на лежание разнообразить положением рук и ног: руки вместе- ноги врозь. Ноги вместе- руки в стороны и т. д. Конечная цель- умение лежать с сомкнутыми или близко сведенными руками и ногами.
Следующая группа упражнений включает скольжения, которые могут быть выполнены с отталкивания от бортика или от дна бассейна.
Дети должны научиться одинаково хорошо скользить на груди и на спине. Для обучения этим движениям начинаем с самых простых заданий: скользить после отталкивания от бортика бассейна с руками, вытянутыми вдоль туловища и обязательно с поддержкой ребенка в конце скольжения и оказанием ему помощи при вставании на дно. Постоянно создаем игровые ситуации («Кто проскользит дальше всех» и др., придаем упражнениям развлекательную окраску (как торпеда, как стрела, как рыбка).
Заключительная группа подготовительных к плаванию упражнений направлена на овладение дыханием, точнее, выдохом в воду. Необходимо помнить, что при плавании, в отличие от наземных условий, делается более глубокий вдох и более продолжительный выдох. Поэтому, прежде чем приступить к изучению выдоха в воду, учим детей делать продолжительный и полный выдох над водой: дуем на плавающий предмет (мячик, игрушку, отгоняя ее как можно дальше. Губы при выдохе складываются как при произнесении долгого у- у- у, но не следует при этом допускать, что-бы ребенок гудел во время выдоха.
Овладение выдохом в воду, а тем более ритмичным дыханием- процесс очень сложный, сопровождающийся определенными трудностями. Здесь очень уместно непривычное действие- опускание лица в воду и вы-дох- построить на привычном и хорошо знакомом, а именно: предложить детям, стоя в воде опустить лицо в ладошки, как при умывании, и сделать короткий выдох через рот или нос. Постепенно предлагаем опускать руки все ниже и ниже под поверхностью воды и делать более продолжительный и глубокий выдох.
Лишь после овладения этими поводящими упражнениями можно перейти к выдохам, погружая лицо и голову под воду.
После того, как дети научатся делать один вдох и выдох под водой, они учатся овладевать серией вдохов и выдохов: погружаясь под воду вы-дох, поднимаясь- вдох.
Вдох во всех случаях производится через рот, а выдох- одновременно через рот и нос. Поэтому полезно упражняться в выдохах под водой только через нос.
Выдыхая часть воздуха через нос, можно избежать неприятных ощущений, связанных с попаданием воды в полость носа.
Дети должны научиться делать хотя бы 10 ритмичных, бесперебойных глубоких выдохов и вдохов.
После овладения подготовительными упражнениями можно приступать к изучению элементов одного или нескольких способов плавания.