яна староверова
Консультация «Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики.
Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности. И я не случайно выбрала эту тему, т. к. пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики детей; они увлекательны и нравятся детям. А мелкая моторика – как всем известно, это тонкие и точные движения пальцев. У пальчиковых игр есть ещё одно преимущество – они помогают прочнее налаживать тесный контакт воспитателя с ребёнком, что не мало важно для детей 2-3 лет, т. к в этом году у нас адаптационная группа.
Публикация «Консультация „Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд 2
«Ум ребёнка на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.
Специалистами давно доказано, что двигательные импульсы, поступающие в головной мозг от пальцев рук, влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга малыша. Разнообразные движения и действия руками, гимнастика и пальчиковые игры максимально эффективно стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Более того, уровень развития движений ребенка в целом определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Слайд 3
Перед собой я поставила цель:
Развитие и совершенствование мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Слайд 4
Задачи:
1. Формировать и совершенствовать мелкую моторику, двигательные умения и навыки.
2. Учить правильно держать карандаш, кисточку, фломастер; формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
3. Осуществлять мероприятия по развитию мышления, памяти, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
4. Формировать навыки учебной деятельности:
-умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
-умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
Слайд 5
Свою работу начала с подбора и изучения методической литературы, изготовления картотеки пальчиковых игр на развитие мелкой моторики.
Слайд 6
Были сделаны и приобретены различные пособия для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования. Выбрала средства развития мелкой моторики.
Слайд 7
Существует много специальных игр и упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики. Для более эффективного развития мелкой моторики я выбрала следующие средства :
-пальчиковая гимнастика
-рисование
-лепка из пластилина
-конструирование из прищепок
-сухой пальчиковый бассейн
-тактильное лото
-мозаика
-мелкие предметы и отверстия
-пальчиковый театр
-шнуровка
-пособия «На пуговицах»
-игра с крышечками и различные сортеры
-игры на липучках
-упражнения «Шагаем пальчиками»
Слайд 8
Ребёнок 2-3 лет в силу своих биологических особенностей не в состоянии долго концентрировать своё внимание на чём-то одном, поэтому работу с детьми начала с системы игровых упражнений для развития точности, согласованности и силы пальчиковых движений. Другими словами использовала игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов.
Лично я руководствуюсь следующими правилами организации и проведения пальчиковых игр
1. Выбираю пальчиковые игры, соответствующие возрасту и интересам ребенка. Не стоит заставлять играть ребенка в ту игру, которая ему не интереса.
2. Оптимальная длительность пальчиковых игр - не более 5 минут, иначе ребенку просто надоест и он может вовсе отказаться играть в подобные игры в дальнейшем.
3. Все пальчиковые игры, в которые мы играем, я знаю наизусть. Реквизит к ним готовлю заранее.
4. Внимание во время игры только ребенку : отключаю телефон, не отвлекаюсь на других.
5. ЭМОЦИИОНАЛЬНЫЙ ОКРАС ИГРЫ - любая моя игра с ребенком основана на эмоциональном контакте. Ни один ребенок не захочет играть с воспитателем, который угрюмо и скучно твердит себе что-то под нос.
6. Разнообразие. Постоянное повторение одних и тех же игр быстро надоедает ребенку.
Заниматься с ребенком в этом направлении следует с самого раннего возраста. Такие упражнения делят на две группы – пассивные и активные.
• Пальчиковые гимнастики первой группы – это манипуляции взрослых (массаж ладошки младенца, сгибание, разгибание его пальчиков).
• А выполнение игр второй группы проходит с участием самих малышей.
Значение пальчиковых игр
Пальчиковая гимнастика для дошкольников синхронизирует работу обоих полушарий мозга, способствует формированию речи, памяти, внимания, мышления. Она активно способствует проявлению различных способностей. Цель постоянного применения комплекса игр и упражнений – помочь посредством пальчиковых гимнастик ребенку :
• правильно произносить звуки;
• обогатить словарный запас;
• разработать пальцы для письма;
• получить навыки осознанного самоконтроля;
• развить терпение и способность концентрировать внимание на одном действии, не отвлекаясь;
• научиться фантазировать;
Слайд 9
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребёнок держит в руках мелок, кисть, карандаш и т. п., тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребёнком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Вы, конечно, знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто. И всячески сопротивляются, когда вы хотите их научить держать кисть правильно. Рука ребенка быстро натренируется правильно держать кисточку, если вы будете чаще рисовать ватными палочками или маленькими восковыми мелочками, которые хотели уже выбросить, потому что маленький мелок или ватную палочку дети обычно сразу берут в руки правильным хватом (большим, указательным и средним пальцами). Кроме того, рисование пальчиками, мелками и ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику. Благодаря таким приёмам наши ребята надеюсь быстро научатся правильно держать карандаш.
Слайд 10
Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина, глины или соленого теста. Лепка – превосходная тренировка маленьких непослушных пальчиков, развитие фантазии, творческих способностей ребёнка. Лепка из пластилина, теста или другой пластической массы имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики и даёт уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Чем больше ребёнок занимается лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. Пальчики ребёнка очень слабые, поэтому нам приобрели мягкий пластилин. Очень нравится детям лепить и из солёного цветного теста.
Для малышей я провожу такие приёмы лепки, как
-скатывание шариков
-раскатывание колбасок
-сплющивание
-оттягивание
-размазывание
Идеально, если для каждого изделия из пластилина вы вспомните какое-нибудь стихотворение.
Не трогай шубку ты мою,
Тебя я больно уколю,
Хоть на клубочек я похож,
Зовут меня колючий ёж.
Большинство деток уже научились раскатывать колбаски и размазывать пластилин на картинке.
Слайд 11
Очень нравится малышам играть с прищепками. Прищепки – настоящая находка для воспитателей, которые хотят развить у ребенка умственные способности. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять мышечный тонус при щипковом хвате. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному). Картинки для этой игры скачала с интернета, распечатала, наклеила на картон, вырезала. Приобрела цветные прищепки, которые могут выступать в роли лапок и хвостов у животных, насекомых; иголок у ежика; лучиков у солнышка; крыльев и хвоста у самолета; плавников и хвоста у рыбки; верхушек у репки и моркови. Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал.
Слайд 12
Сухой пальчиковый бассейн – отличное развивающее приспособление для маленьких пальчиков, которое развивает не только мелкую моторику, но и речь, познавательные способности. А главное, такие занятия очень нравятся деткам! Не зря же на всех детских площадках обязательно есть песочницы. Сделать сухой бассейн для пальчиков проще простого : берем какую-нибудь емкость (коробку, миску и т. д.) и заполняем ее мелким однородным наполнителем. Классический вариант наполнителя для игр – крупа, горох, фасоль, песок и т. п. Я взяла пшено. Также понадобятся мелкие игрушки, которые не будет видно, если их погрузить в массу бассейна. Можно закапывать и искать разные мелкие игрушки, копать пшено маленькими лопатками и ложечками, насыпать и пересыпать в чашечки, стаканчики – в общем, практически мини-песочница. Во время «раскопок» ребёнок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики. Перед игрой важно познакомиться с теми предметами, которые вы можете туда погружать, дать каждому название. Затем, когда ребёнок закрывает глаза, ведущий погружает игрушки в разных уголках бассейна. Задача ребёнка - нащупав предмет угадать его название. Также можно поменяться с ребёнком местами. Также я их прятала еще в фольгу и ребенок находя предмет еще разворачивал фольгу.
Слайд 13
Пособие «Тактильное лото». Прекрасно тренирует пальчики ребёнка, совершенствует точность мелких движений руки. А нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение. В качестве образца даем одну крыжечку, а другую он должен найти сам на ощупь. Начинать советую с 4 крыжечек с различными фактурами. В процессе игры необходимо объяснить ребёнку, как называется та или иная фактура (мягкая, колючая и тд.)
В играх с тактильным лото ребёнок приобретает необходимую ловкость пальцев, а также развивает терпение и выдержку.
Слайд 14
Развитие мелкой моторики у детей очень стимулирует обычная мелкая мозаика. Здесь ребёнку приходится вовсю задействовать логику, фантазию, память, а также совершенствовать очень сложные движения пальцами и кистями, чтобы не сломать уже сложенную картинку (дорожку, цветочек и др.) Начала играть в мозаику с детками с того, что сама вставляла детальки в основу, а детям предлагала нажать с обратной стороны на ножку, чтобы мозаика «выскочила». Очень нравится детям хаотичное втыкание мозаики в основу. Можно сортировать мозаику по цветам в цветные стаканчики, чашечки, блюдца. В мозаику детки играют каждый день, поэтому движения их пальчиков стали более точными и скоординированными.
Слайд 15
Следующий вид игр очень увлекателен и нравится детям. Он отлично развивает мелкую моторику, заключается в следующем: ребёнку предлагаю опускать мелкие предметы в отверстия. Вариаций таких игр очень много, например, можно покормить голодную птичку зёрнышками, мишку малиной. Для этого обычную маленькую коробку из под конфет обклеила бумагой, лучше самоклеющейся плёнкой, а на крышку коробки наклеила птичку с открытым клювом, аккуратно канцелярским ножом вырезала отверстие для опускания зёрнышек. Подобным способом можно сделать игру не из коробки, а из пластмассовой баночки. Но у нас пока самый простой вариант копилка и цветочки и разные геометрические фигуры. Это занятие требует от детей усидчивости и терпения, развивает щипковый хват указательного и большого пальцев. Движения пальцев рук детей стали более точными и быстрыми.
Слайд 16
Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, развитие мелкой моторики : в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения. Это хорошая возможность поиграть вместе с детьми. Можно разнообразить игры с детьми, изготовив кукол на пальчиках. Можно взять картинку любого героя, наклеить на картон, снизу вырезать два отверстия для пальчиков. «Ходьбу» героя лучше сопровождать стихотворением:
Слайд 17
Игры-шнуровки – это отличные развивающие игрушки для детей. Они укрепляют и развивают мелкую моторику пальцев рук, развивает зрительно – моторную координацию; воспитывает усидчивость, внимание, аккуратность; обучает способам переплетения и завязывания шнурков. Шнуровки продаются готовые (деревянные, картонные, пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т. п.
Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного цветного шнурка дети с удовольствием шнуруют пуговицы, домик, котят, ёжиков, мышек и др. Игровые манипуляции пальчиков со шнурками можно сопроводить стихами:
Пыхтя, тащил домой грибок
Проворный маленький зверёк.
Ни головы, ни ножек.
Конечно, это ёжик.
Слайд 18
Пособия на пуговицах. Во время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; усидчивость.
Слайд 19
Мне очень понравилась идея развивающей игры из крышек от пластиковых бутылок. Такая игрушка как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук ребенка. Пытаясь закрутить или раскрутить крышку, прилагая усилия, ребенок тренирует пальчики. Кроме того эта игрушка развивает внимание, память, освоение основных цветов. Вместе с родителями собирали крышки от бутылок, когда их накопилось очень много решили сделать гусеницу и яблоню. Каждому ребенку очень понравилось собирать и разбирать её.
Слайд 20
Игры на липучках. Вашему вниманию хочу представить универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка – это игры на липучках. Развивающие липучки помогут нам с пользой занять малыша, воспитать в нем усидчивость. Игра развивает мелкую моторику рук, речь, внимание, память, логическое и ассоциативное мышление. Ребенок научится выделять один объект из множества других и находить для него место на карточке — основе соответствующей тематики. Данное методическое пособие может использоваться для формирования у ребё нка : речи, математических представлений, но и для формирования целостной картины мира, расширения кругозора. Благодаря простой и доступной подаче материала, в игровой форме, малыш легко сможет понять сложные темы. Игры способствуют развитию речи, памяти, внимания, логического мышления, зрительного восприятия и мелкой моторики. Материалы игр отпечатаны на фотобумаге полноцветной печатью, заламинированы с двух сторон, не боятся воды, не рвутся, можно рисовать фломастерами и лепить из пластилина. Все детали имеют скругленные края, что делает их безопасными для детей.
Красочные, увлекательные и разнообразные игры на липучках надолго заинтересуют и увлекут ребенка, а также будут способствовать развитию мелкой моторики, творчества и воображения, координации движений глаз и рук.
Слайд 21
Идея «Шагаем пальчиками» взята с интернета. «Пальчиковые шаги» – это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью фантазировать, экспериментировать. Купила книгу, заламинировала. Игра готова. Деткам нравятся новые необычные игры.
Мне душистый мёд так нужен!
Я его люблю на ужин,
И на завтрак, на обед,
Лучше мёда еды нет!
Помоги медвежонку добраться до бочонка с мёдом.
Все эти игры развивают не только пальцы, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Слайд 22
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям:
-овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
-лучше адаптироваться в жизни,
-научиться понимать многие явления окружающего мира.