Ирина Дехова
Консультация «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста в условиях Дома ребёнка»
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста в условиях Дома ребёнка.
Дети, воспитывающиеся в Доме ребенка, отличаются определенной спецификой – чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагоприятное течение внутриутробного периода, родов, заболевания периода новорождённости, отягощённый генетический фон и прочее; дети, поступающие из социально неблагополучных семей, с неблагоприятным социальным анамнезом.
Публикация «Консультация „Особенности сенсорного развития детей раннего возраста в условиях Дома ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В Доме ребенка проходят реабилитацию, лечение и оздоровление дети с патологией центральной нервной системы, сердечно - сосудистой системы, рахитом, анемией, гипотрофией и др. заболеваниями. Более 10% детей от общего числа воспитанников составляют дети с различными генетическими патологиями, в т. ч. дети с синдромом Дауна.
Практически у всех детей диагнозцируется перинатальная энцефалопатия, задержка психомоторного развития. Также можно отметить наличие у детей недоношенности той или иной степени, мышечной дистонии, синдрома двигательных расстройств, гипотрофии, пороки развития ЦНС, сердца, патологии органов зрения, желчевыводящих путей, мочевыделительной системы, хирургические патологии (грыжи, в том числе и грыжи спинного мозга). При лабораторном обследовании выявляется перинатальный контакт с вирусным гепатитом В, С, токсоплазменной, цитомегаловирусной, микоплазменной, хламидийной, уроплазменной инфекциями, что ведет к внутриутробному поражению мозга плода и возникновению умственной отсталости, а также к множественным порокам развития.
Сенсорное развитие детей с отклонениями в развитии в условиях Дома ребёнка имеет свои особенности. Оно значительно отстаёт от возрастной нормы. Это выражается в том, что даже в предметной деятельности дети не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться «поисковой», результативной пробой.
Восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У таких детей кратковременное внимание, оно постоянно колеблется, перемещаясь с одного объекта на другой без видимой причины. Также характерна слабая сосредоточенность, снижение объема памяти и скорости запоминания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий, не заинтересованы в результате выполнения задания. У детей Дома ребёнка существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.).
Серьезные трудности возникают и у детей с ДЦП, так как сенсорное и моторное развитие тесно связано. У умственно отсталых детей при сохранном зрении и слухе резко снижена ориентировочная активность, ребенок не проявляет интереса к предметам, не стремится их исследовать.
У детей с минимальными нарушениями нет грубых сенсорных расстройств, но сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове.
Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее. Это обозначает комплексное расстройство, при котором дети не правильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию, в том числе тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную.
Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психомоторного развития, умственная отсталость, задержка речевого развития, фетальный алкогольный синдром, ДЦП, заболевания генетического характера (синдром Дауна и др.).
Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей :
1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам; проблемы с манипулированием.
2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности.
3. Расстройства мышечного тонуса.
4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики).
5. Двигательная неуклюжесть.
6. Трудности в концентрации, импульсивность.
7. Быстрая утомляемость.
8. Отказ от социальных контактов.
9. Задержка развития речи, двигательного развития.
10. Слабая организация поведения.
Таким детям свойственна:
- раздражительность, нервозность
- трудно принимать даже малейшие изменения, долгая адаптация
- не переносит прикосновений, не смотрит в глаза
- сложности в общении, предпочитает играть один и т. д.
Особенности условий жизни в Доме ребёнка : отсутствие близких детям родных людей, некоторая ограниченность получаемых впечатлений, постоянное пребывание в коллективе – специфически влияют на развитие детей. Поэтому необходима своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии таких детей.
Проанализировав вышесказанное, учитывая особенности жизни и воспитания детей в специализированном Доме ребёнка, заболевания и специфику раннего возраста, я считаю, что при правильной и своевременной коррекционной работе можно добиться значительной положительной динамики в сенсорном развитии детей раннего возраста.