иришка Тотмина
Консультация на тему «Кризис трёх лет»
«Кризис трёх лет»
Раннее детство (период от 1 года до 3 лет) - это начальный этап в формировании личности. К 3-ём годам у ребёнка появляются желания, не совпадающие с желаниями взрослых.
Симптомы кризиса
Негативизм - отрицательная реакция, выражающаяся в отказе подчиняться определённым требованиям взрослых. Главный мотив действия – сделать наоборот, т. е. прямо противоположное тому, что ему сказали.
Публикация «Консультация на тему „Кризис трёх лет“» размещена в разделах
Упрямство - ребёнок настаивает на своём решении, причём не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.
Строптивость – направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся системы отношений, принятых в доме порядков и норм;
Своеволие, как тенденция к самостоятельности – ребёнок хочет всё делать и решать сам.
Второстепенные проявления кризиса :
- обесценивание взрослых, выражающееся в отрицательном отношении к близким взрослым, в первую очередь к родителям («а ты плохой», «я с тобой не дружу», «дура» и др.);
- протест – бунт –поведение ребёнка носит протестующий характер;
- деспотизм – выражается в желании проявлять по отношению к близким.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребё нка изменяется отношение к другим людям и самому себе: психологически ребёнок отделяется от близких взрослых, у него появляется желание проявить своё «Я», которое он может реализовать только противопоставляя себя взрослому человеку. Специфической чертой кризиса трёх лет является активный характер поведения ребёнка. Кризис – достаточно сложный период для самого ребёнка. Негативные формы поведения могут закрепиться, став устойчивыми к концу дошкольного возраста, поэтому многое зависит от взрослых.
Основные педагогические принципы поведения взрослых в кризисный период.
• Терпение.
• Выдержка.
• Включение ребёнка в игру.
• Помощь ребёнку или включение его в действия взрослого («Помоги мне!»).
• Соревнование.
• Предоставление большей самостоятельности растущему человеку.
• Потребности ребёнка могут быть удовлетворены при помощи сюжетно – ролевой игре.