елена никитина
Консультация «Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему :
«Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка»
Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экономической ситуации в стране. Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад - те социальные культуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.
Публикация «Консультация „Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Ни одна, даже самая лучшая, физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в ДОУ не создано сообщество «дети-родители-педагоги».
Причем, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определит, будут ли мамы и папы относиться с доверием к их рекомендациям.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство.
Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны не только воспитателям, но и родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы.
В соответствии с конкретным планом в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье. Учет способностей ребенка и интересов семьи.
4. Взаимное доверие и взаимосвязь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями работа с семьей включает :
• Целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д. ;
• ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
• ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
• участие родителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
• обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания)
• ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и т. д.)
Для реализации данных целей широко используется:
• информация для родителей на стендах, в папках-передвижках,
консультации;
• дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физкультуре, а также ознакомление родителей с ценным опытом воспитания;
• семинары-практикумы;
• деловые игры и тренинги с прослушиванием бесед с детьми (записи, разбором проблемных ситуаций (видеосъемки);
• «открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в
физкультурном зале, закаливающих и лечебных процедур и т. д.
• Физкультурные досуги и праздники с участием родителей;
В начале года необходимо проводить всестороннюю диагностику состояния здоровья и психомоторного развития каждого ребенка, включающую:
• составление анамнеза;
• осмотр ребенка специалистами и общее обследование (заключение педиатра);
• анализ навыков детей в основных видах движений;
• анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.
Уровень знаний родителей в области формирования здорового образа жизни у большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Последнее обусловлено тем, что многие родители не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая, что понятие «здоровье» состоит из трех частей - физическое, психическое и социальное.
Эффективными формами работы с семьей являются занятия в семейных клубах: «Здоровье», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Социально-эмоциональное развитие, как одно из направлений воспитания здорового peбенкa» и другие. Они позволяют осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, знающих особенности своего ребенка, и педагогов, медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний.
Занятия в семейных клубах приносят большую пользу. Однако следует подчеркнуть, что результативность в большей мере обусловлена не только содержанием, но и качеством общения специалистов ДОУ с семьей. Это объясняется тем, что дело не в количестве информации, предлагаемой родителям на занятиях, а в степени её новизны, актуальности и в неординарной подаче.
Небольшое количество участников (на одном занятии не более 6-8) способствуют совместному поиску наиболее эффективных решений для каждого ребенка.
Занятия в семейных клубах значительно повышают как уровень развития физических качеств детей, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков. Помощь родителей и их индивидуальный контроль за своим ребенком делают этот процесс весьма эффективным; детям предоставляется большая свобода действий, что приводит к развитию ловкости и освоению сложных движений.
Занятия в семейных клубах позволяют ребенку общаться с детьми из других групп, с их родителями, что помогает каждому ребенку стать полноценным членом сообщества.
Таким образом, занятия в семейных клубах не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Создается микроклимат, в основе которого - уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами. В результате обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья - физического, психического и социального.