татьяна волкова
Консультация «Использование самомассажа, как нетрадиционного метода логопедического воздействия»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование самомассажа, как нетрадиционного метода логопедического воздействия в работе по коррекции задержки речевого развития с детьми раннего возраста.
учитель-логопед : Волкова Т. П.
МДОУ «Детский сад №29 «Ягодка»
р. п. Сенной Саратовской обл
Роль развития речи ребенка впервые годы жизни трудно переоценить.
В последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-3 лет (общение с помощью лепетных слов, малопонятная речь).
Публикация «Консультация „Использование самомассажа, как нетрадиционного метода логопедического воздействия“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Массаж. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» январь 2019
Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи невропатолога,
логопеда, психолога, которая в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития малышей. В исследованиях детской речи таких ученых как Выготского Л. С., Запорожец А. В., Лисиной М. И., Жуковой
Н. С., Филичевой Т. Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.
У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
У дошкольников с общим недоразвитием речи часто страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению.
Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.
Современное общество, школа, родители обязывают работников дошкольного образования к поиску новых решений проблем сохранения и повышение уровня здоровья детей, ранней диагностики и современной коррекции имеющихся особенностей в развитии детей.
На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
Мой опыт работы показывает, что эффективным и простым методом коррекции и профилактики многих речевых нарушений является использование такого нетрадиционного метода логопедического воздействия, как самомассаж. И. П. Павлов отмечал:«Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».
Самомассаж –это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией. Приёмы самомассажа ребёнку показывает взрослый. Я использую самомассаж в коррекционной
работе не только с воспитанниками старшего возраста, но и с детьми 2-3 лет, у которых наблюдается задержка речевого развития.
Цель применения данной технологии - коррекция речевых нарушений и активизации речи, развития мелкой
моторики и повышения иммунитета с помощью использования приемов самомассажа.
Задачи:
- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга через воздействовие на биологически активные точки, используя нетрадиционный материал (шарик Су-Джок и пружинки, шишки, плоды каштана, грецкого ореха, шестигранный карандаш, коврик «Травка» тренажер «Щетка-ежик»)
- Развивать подражание и способность к переключению внимания.
Процедура самомассажа проводится по схеме : массаж пальцев, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.
На практике я использую следующие формы работы по коррекции задержки речевого развития с детьми раннего возраста, нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, совершенствования навыков пространственной ориентации:
1. Самомассаж кистей и пальцев рук.
Для развития тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта детей сначала нужно обучить элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Самомассаж проводить 2-3 раза в день, начинать с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Ребята с удовольствием осваивают различные приемы самомассажа (поглаживание, растирание, разминание и др., который желательно сопровождать веселыми рифмами («приговорками», стихами, использовать музыкальное сопровождение (песенки Е. и С. Железновых).
Вот на улице мороз!
Эх, быстрей потрите нос!
Каждый пальчик согреваем!
Сильно – сильно растираем!
Самомассаж мячиками-ежиками
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу – правой,
Я его катаю, браво.
В правой руке свой мячик сжимаю,
Ну, а потом ладошку меняю.
«Здравствуй, мой послушный мячик»-
Скажет громко каждый пальчик.
Мячик пальцем я катаю, по руке его гоняю.
Отправляемся гулять – будем пальчики считать:1-2-3-4-5.
Самомассаж Су – Джок шарами
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам (по ножке вниз/по спинке вверх) бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
***
Я мячом круги катаю,
Взад -вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Самомассаж пальцев эластичным кольцом-пружинкой.
(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
Раз– два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
При выполнении подобного рода упражнений ребенок слышит ритмизованную речь, что немаловажно для развития речи ребенка, так как в основе речи – ритм. Развивается вербальная память ребенка: нужно
запомнить, в соответствии с какой фразой загнуть тот или иной пальчик, одеть на него колечко.
2. Самомассаж мышц головы, лица, шеи.
Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки,
А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп,
Чтобы щёчки не дремали,
Мыпощиплем их немножко.
Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо….
- «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.
- «Наденем шапочку» - и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.
- «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.
- «Рисуем яблочки» - круговые движения от середин лба к вискам.
- «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
- «Рисуем брови» - провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.
- «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам.
- «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
3. Самомассаж мышц языка, губ.
- Поглаживание языка губами.
- Пошлепывание языка губами.
- Поглаживание языка зубами.
- Покусывание языка зубами.
«Помада» – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»
Польза массажа несомненна и неоднократно доказана на практике:
- можно проводить не только индивидуально, но и на занятиях с подгруппой детей одновременно,
- использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях семьи и дошкольного учреждения,
- можно использовать без специального медицинского образования.
Использование приёмов самомассажа при коррекции речевых нарушений в игровой форме, помогает в работе логопеда, вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, подготавливает речевой аппарат малышей и развивает речь. А пальчиковые игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала, не только
оказывают благотворное влияние на весь организм, повышают иммунитет, но также помогают решать и коррекционные задачи: оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры,
что благоприятно отражается на развитии речи детей, внимания, памяти и мелкой моторики рук, способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений.
Использованная литература :
1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004. – с. 78-82.
2. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.
3. Богуш Д. А. корейский метод Су-Джок. – М. : Ника – Центр, 2008.
4. ГромоваО. Е. Инновация в логопедическую практику : Методическое пособие для ДОУ. Линка-Пресс, 2008.
5. Е. Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» — СПб. : КОРОНА принт; М. : Бином Пресс, 2005 г.
6. Новикова О. А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 20076.
7. О. А Новиковская «Весёлая зарядка для язычка» - М. : АСТ, СПб. : Сова, 2010г.
8. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.
9. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» — М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г.