Получи документы

Консультация «Использование самомассажа, как нетрадиционного метода логопедического воздействия»

татьяна волкова
Консультация «Использование самомассажа, как нетрадиционного метода логопедического воздействия»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование самомассажа, как нетрадиционного метода логопедического воздействия в работе по коррекции задержки речевого развития с детьми раннего возраста.

учитель-логопед : Волкова Т. П.

МДОУ «Детский сад №29 «Ягодка»

р. п. Сенной Саратовской обл

Роль развития речи ребенка впервые годы жизни трудно переоценить.

В последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-3 лет (общение с помощью лепетных слов, малопонятная речь).

Публикация «Консультация „Использование самомассажа, как нетрадиционного метода логопедического воздействия“» размещена в разделах

Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи невропатолога,

логопеда, психолога, которая в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития малышей. В исследованиях детской речи таких ученых как Выготского Л. С., Запорожец А. В., Лисиной М. И., Жуковой

Н. С., Филичевой Т. Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.

У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.

У дошкольников с общим недоразвитием речи часто страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению.

Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

Современное общество, школа, родители обязывают работников дошкольного образования к поиску новых решений проблем сохранения и повышение уровня здоровья детей, ранней диагностики и современной коррекции имеющихся особенностей в развитии детей.

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Мой опыт работы показывает, что эффективным и простым методом коррекции и профилактики многих речевых нарушений является использование такого нетрадиционного метода логопедического воздействия, как самомассаж. И. П. Павлов отмечал:«Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

Самомассаж –это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией. Приёмы самомассажа ребёнку показывает взрослый. Я использую самомассаж в коррекционной

работе не только с воспитанниками старшего возраста, но и с детьми 2-3 лет, у которых наблюдается задержка речевого развития.

Цель применения данной технологии - коррекция речевых нарушений и активизации речи, развития мелкой

моторики и повышения иммунитета с помощью использования приемов самомассажа.

Задачи:

- Стимулировать речевые зоны коры головного мозга через воздействовие на биологически активные точки, используя нетрадиционный материал (шарик Су-Джок и пружинки, шишки, плоды каштана, грецкого ореха, шестигранный карандаш, коврик «Травка» тренажер «Щетка-ежик»)

- Развивать подражание и способность к переключению внимания.

Процедура самомассажа проводится по схеме : массаж пальцев, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.

На практике я использую следующие формы работы по коррекции задержки речевого развития с детьми раннего возраста, нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, совершенствования навыков пространственной ориентации:

1. Самомассаж кистей и пальцев рук.

Для развития тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта детей сначала нужно обучить элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Самомассаж проводить 2-3 раза в день, начинать с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Ребята с удовольствием осваивают различные приемы самомассажа (поглаживание, растирание, разминание и др., который желательно сопровождать веселыми рифмами («приговорками», стихами, использовать музыкальное сопровождение (песенки Е. и С. Железновых).

Вот на улице мороз!

Эх, быстрей потрите нос!

Каждый пальчик согреваем!

Сильно – сильно растираем!

Самомассаж мячиками-ежиками

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад-вперед его качу,

Вправо-влево – как хочу.

Сверху – левой, снизу – правой,

Я его катаю, браво.

В правой руке свой мячик сжимаю,

Ну, а потом ладошку меняю.

«Здравствуй, мой послушный мячик»-

Скажет громко каждый пальчик.

Мячик пальцем я катаю, по руке его гоняю.

Отправляемся гулять – будем пальчики считать:1-2-3-4-5.

Самомассаж Су – Джок шарами

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы ни ножек,

Мне по пальчикам (по ножке вниз/по спинке вверх) бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь!

***

Я мячом круги катаю,

Взад -вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Самомассаж пальцев эластичным кольцом-пружинкой.

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Раз– два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

При выполнении подобного рода упражнений ребенок слышит ритмизованную речь, что немаловажно для развития речи ребенка, так как в основе речи – ритм. Развивается вербальная память ребенка: нужно

запомнить, в соответствии с какой фразой загнуть тот или иной пальчик, одеть на него колечко.

2. Самомассаж мышц головы, лица, шеи.

Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки,

А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп,

Чтобы щёчки не дремали,

Мыпощиплем их немножко.

Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо….

- «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.

- «Наденем шапочку» - и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.

- «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.

- «Рисуем яблочки» - круговые движения от середин лба к вискам.

- «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

- «Рисуем брови» - провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.

- «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам.

- «Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

3. Самомассаж мышц языка, губ.

- Поглаживание языка губами.

- Пошлепывание языка губами.

- Поглаживание языка зубами.

- Покусывание языка зубами.

«Помада»обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И»

Польза массажа несомненна и неоднократно доказана на практике:

- можно проводить не только индивидуально, но и на занятиях с подгруппой детей одновременно,

- использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях семьи и дошкольного учреждения,

- можно использовать без специального медицинского образования.

Использование приёмов самомассажа при коррекции речевых нарушений в игровой форме, помогает в работе логопеда, вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, подготавливает речевой аппарат малышей и развивает речь. А пальчиковые игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала, не только

оказывают благотворное влияние на весь организм, повышают иммунитет, но также помогают решать и коррекционные задачи: оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры,

что благоприятно отражается на развитии речи детей, внимания, памяти и мелкой моторики рук, способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений.

Использованная литература :

1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004. – с. 78-82.

2. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.

3. Богуш Д. А. корейский метод Су-Джок. – М. : Ника – Центр, 2008.

4. ГромоваО. Е. Инновация в логопедическую практику : Методическое пособие для ДОУ. Линка-Пресс, 2008.

5. Е. Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» — СПб. : КОРОНА принт; М. : Бином Пресс, 2005 г.

6. Новикова О. А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 20076.

7. О. А Новиковская «Весёлая зарядка для язычка» - М. : АСТ, СПб. : Сова, 2010г.

8. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.

9. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» — М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма» .

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства речевого развития ребёнка с ОВЗ Цель: скорректировать речевые нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии Задачи: Образовательные: • расширение и активизация.

Использование метода проектов как средства духовно-нравственного воспитания дошкольников Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, стране, особенностях народных традиций, часто.

Консультация для педагогов «Использование метода фотопамяти в детском саду» Использование метода фотопамятиЦель: Повысить профессиональную компетентность педагогов, помочь педагогам найти новые пути, открыть для.

Консультация для педагогов «Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук» Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе.

Консультация для родителей «Использование приёмов игрового самомассажа для детей с нарушениями речи» Массаж лица-древнейшее профилактическое, гигиеническое и лечебное средство, издавно используемое людьми. Главное его преимущество простота,.

Консультация «Природа, как средство эмоционального образного воздействия на творческую деятельность детей» для воспитателей МБДОУ детский сад «Елочка» с. Уст-Калманка воспитатель Наумова О. В Над темой «Природа, как средство эмоционального образного воздействия.

Методика логопедического воздействия при дислалии Основной целью логопедического воздействия при дислалий является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

Коррекционно-развивающая программа «Использование нетрадиционного метода крупотерапии в работе с детьми с ОВЗ» Пояснительная записка Нетрадиционные методы воздействия в работе становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,.

Роль метода эмоционально-сенсорного воздействия при ознакомлении дошкольников с художественной литературой Всё существенное, весомое и полезное, что вписывается в понятие «ценностные представления», должно входить в жизнь ребёнка через значимые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование самомассажа, как нетрадиционного метода логопедического воздействия»
Опубликовано: 24 января 2019 в 19:33
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Использование самомассажа, как нетрадиционного метода логопедического воздействия»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна волкова (УИ 453950) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД