Инна Иванова
Консультация «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
"Найди отличие" (Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко, Ю. Д. Кропотов)
Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.
Ход игры: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Публикация «Консультация „Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью“ (продолжение)» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
"Только об одном" (Т. Ломтева)
Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Развивает внимательность, умение слушать другого, кратковременную память.
Ход игры: Прежде чем начать играть, предложите ребенку выбрать какую-нибудь игрушку, а затем объясните правила игры.
Во время игры игрушка передается от одного игрока к другому, каждый должен сказать какое-то предложение, описывающее данную игрушку. Повторять предложение, уже сказанное кем-то – нельзя. Нельзя делать отвлеченные высказывания Так фразы типа: "А я в магазине видел похожую. " - караются штрафным баллом. Игрок, набравший три таких балла, считается проигравшим. Штрафы также начисляются за повторение сказанного и ответ не в свою очередь.
Лучше ограничивать время этой игры. Например, если по истечении десяти минут никто из участников не набрал три штрафных балла, то выигрывают оба. Постепенно эту игру можно усложнять, выбирая в качестве ее объекта не игрушку, а более простые предметы, у которых не так уж много признаков. Если в результате вы сможете описывать достаточно долго предметы типа карандаша, то смело считайте, что достигли со своим ребенком определенных высот!
"Лови - не лови" (Т. Ломтева)
Предназначена для тренировки внимания, способности к обобщению, скорости обработки услышанной информации, а также координации движений и быстроты физических реакций.
Ход игры: Игра заключается в перебрасывании мяча от одного партнера другому. Правила игры похожи на игру «Съедобное-несъедобное».
Правила этой игры похожи на всем известный способ играть в "Съедобное - несъедобное". В каждом коне игры играющие договариваются об условиях, при которых нужно ловить мяч. От кона к кону эти условия могут меняться. Так, например, в одном коне игроки ловят мяч, когда ведущий называет слово, относящееся к неодушевленным предметам, в другом коне играют в «Мебель – не мебель», в третьем «Рыба – не рыба», «Машина – не машина», «Летает – не летает» и т. д. Чем более разнообразны условия игры, тем лучше она влияет на развитие интеллектуальных способностей ребенка.
"Броуновское движение" (Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко, Ю. Д. Кропотов)
Цель: развить умение распределять внимание.
Ход игры: Все дети встают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
“Слушай хлопки” (Чистякова М. И., 1990)
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Ход игры:
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
“Гвалт” (Коротаева Е. В., 1997)
Цель: развитие концентрации внимания.
Ход игры:
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
Игры, развивающие волевую регуляцию.
“Разговор с руками” (Шевцова И. В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Ход игры:
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
“Говори!” (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Ход игры:
Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?”
(Педагог делает паузу) “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?”. “Говори!”; “Какой сегодня день недели?”. “Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т. д. ”
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
“Веселая игра с колокольчиком” (Карпова Е. В., Лютова Е. К., 1999)
Цель: развитие слухового восприятия.
Ход игры:
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колоколъчик друг другу нельзя.
"Говори по сигналу" (Т. Ломтева)
Кроме развития навыков произвольной регуляции, данная игра позволяет положительно влиять на самооценку ребенка, закреплять знания, полученные ребенком в школе, установить более тесный психологический контакт с ребенком, узнать, что его волнует.
Ход игры: Игра напоминает собой обычный разговор: вы задаете ребенку всевозможные вопросы, однако он может отвечать на них, только если вы сделаете определенный условный сигнал (моргнете правым глазом, почешете затылок и т. п.). Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.
Круг вопросов, которые вы задаете, может быть самым разным – начиная от расспросов о его желаниях и мечтах, заканчивая стихотворением, которое им задали на дом выучить наизусть. Расспросив ребенка, дайте и ему возможность позадавать вам вопросы – в игровой форме это легче сделать и возможно он задаст вам такие вопросы, какие не решился бы задать просто так, но которые мучают его или просто вызывают любопытство. Отвечая на его вопросы со своей стороны будьте честны, кратки, просты в изложении ответов, а также внимательно следите за условными движениями – возможно ответы на какие-то вопросы ребенок не захочет услышать, просто примите их к сведению.
"Коршун" (Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко, Ю. Д. Кропотов)
Цель: развить внимание, быстроту реакции, умение следовать инструкции взрослого, обучить навыкам взаимодействия с детьми.
Ход игры: Воспитатель надевает шапочку курочки и говорит, что все дети - "цыплята" - живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками. Затем "курочка" с "цыплятами" гуляют (ходят по комнате). Как только воспитатель говорит: "Коршун" (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать, все дети бегут обратно в "курятник". После этого воспитатель выбирает другую "курочку" из числа играющих детей. Игра повторяется.
“Запрещенное движение” (Кряжева Н. Л., 1997)
Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Ход игры:
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять”. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
"Замри" (Т. Ломтева)
Цель этой игры – развитие внимания, а также выработка навыков преодоления двигательного автоматизма и контроля над своими действиями.
Ход игры: Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.
В эту игру особенно весело играть на детском празднике. Воспользуйтесь этим, чтобы потренировать своего ребенка и одновременно создать атмосферу раскованности, так как дети часто стесняются танцевать по-серьезному, а вы им предлагаете сделать это в игре, как бы в шутку. Можно внести и соревновательный мотив: те, кто не успел застыть после окончания музыки, выбывают из игры или подвергаются каким-то шуточным наказаниям (например, сказать тост имениннику или помочь накрыть на стол).
“Расставь посты” (Чистякова М. И., 1990)
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.
Ход игры:
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.