Папки-передвижки

Консультация «Через сказку к вечным неувядаемым ценностям»

Явкина Надежда
Консультация «Через сказку к вечным неувядаемым ценностям»
▼ Скачать + Заказать документы

6 апреля – ДЕНЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ : сказка – один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование

фантастического, приключенческого или бытового характера. При помощи

сказок взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им

любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более

уверенными и успешными людьми.

Публикация «Консультация „Через сказку к вечным неувядаемым ценностям“» размещена в разделах

Общеизвестно воздействие художественной литературы на развитие и воспитание ребёнка. На важность приобщения детей к художественной литературе указывали многие педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин, Т. Алиева и др.).

Русская народная сказка (до XVII века баснь, байка) — эпическое художественное произведение русского народа, преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (определение Э. В. Померанцевой); один из основных жанров фольклорной прозы. На всех русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков.

По словам А. Герцена «книги – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить».

История

В древнерусском языке для обозначения жанра сказки употреблялось слово — «баснь», «байка», от глагола «баять»«рассказывать, говорить», а сказочников называли «бахарями». В памятнике древнерусской письменности «Слово о богатом и убогом» в описании отхода ко сну богатого человека, среди окружающих его слуг упоминаются и такие, которые «бают» и «кощунят», то есть рассказывают сказки. Самые ранние сведения о русских сказках относятся к XII веку.

Изучение

В соответствии с созданной Карлом Юнгом аналитической психологии, сказки, как и мифы, их сюжеты и персонажи порождаются архетипами, глубинными структурами коллективного бессознательного.

Исследователь русской сказки Владимир Яковлевич Пропп считал, что русская «сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности». В русских сказках всегда повествуется о чём-то невозможном в реальной жизни, но фантастический вымысел заключает в себе идею, то есть в вымысле есть и жизненная правда, которая выражается сильнее, чем если бы повествование велось без вымысла.

Морально-психологический смысл русских сказок выявлен Александром Николаевичем Ужанковым на основе разработанного им подхода символической интерпретации их текста.

Классификация сказок

В. М. Максимов «Бабушкины сказки» (1867).

Монета Банка России — Серия: Легенды и сказки стран ЕврАзЭС : Сказки России. 3 рубля, реверс.

Виды народных сказок очень разнообразны и носят как в народной среде, так и в научном обороте различные названия.

Литературная энциклопедия 1929—1939 годов делит русские народные сказки на несколько видов :

о животных;

волшебные;

новеллистические (включает анекдотические и эротические);

легендарные;

пародии и дразнилки;

детские.

Э. В. Померанцева выделяла четыре основные группы сказок :

о животных (имевших первоначально производственное и магическое значение в охотничьем быту);

волшебные (большинство которых вышло из народного мифотворчества, сохранив черты экзогамии, культа предков, матриархата);

авантюрные;

бытовые.

В. Я. Пропп делит сказки на :

волшебные;

кумулятивные;

о животных, растениях, неживой природе и предметах;

бытовые или новеллистические;

небылицы;

докучные сказки.

Список некоторых народных сказок :

Баба-Яга, Бычок — смоляной бочок, Лиса и волк, Глиняный парень, Гуси-лебеди, Диво дивное, чудо чудное, Журавль и цапля, Заюшкина избушка, Зимовье зверей, Иван-крестьянский сын и чудо-юдо, Иван-царевич и Серый волк, Как лиса училась летать, Каша из топора, Колобок, Крошечка-Хаврошечка, Курочка Ряба, Лиса, заяц и петух, Лиса и тетерев, Лисичка со скалочкой, Марья Моревна, Три медведя, Медведь липовая нога, Морозко, Мужик и медведь, Никита Кожемяка, Пузырь, соломинка и лапоть, По щучьему веленью, Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что, Репка, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Сказание о роскошном житии и веселии, Снегурочка, Сивка-бурка, Теремок, Терёшечка, Царевна-Лягушка, Петушок — золотой гребешок.

Публикации по теме:

Конспект ООД для средней группы по приобщению к социокультурным ценностям «Печем хлеб»Конспект ООД для средней группы по приобщению к социокультурным ценностям «Печем хлеб» Хлеь Цель: формирование представления детей о производстве хлеба. Ход: - Ребята, отгадайте загадку: Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный.

Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание доброты через музыку» Нет абсолютно никакого сомнения в том, что рэп-музыка, тяжёлый рок, побуждает к насилию. Плохая музыка может действовать на слушателя, как.

Консультация для родителей «Как самому придумать сказку»Консультация для родителей «Как самому придумать сказку» Сказка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического.

Консультация для родителей младшей группы «В мир музыки через сказку» Консультация для родителей младшей группы «В мир музыки через сказку» Давайте на минуту представим, что из нашей жизни исчезла музыка. Сложно.

Консультация для родителей «Развиваем детей через театрализованную деятельность» Театр это искусство, которое близко и понятно детям. Так как в основе театра лежит игра. Театр воздействует на эмоциональный мир ребёнка.

Консультация «Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной»Консультация «Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной» Консультация “Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной”. Для наших детей очень интересны игры,танцы, песни отражающие традиционные.

Педагогический проект к 205-летию Отечественной войны 1812 года «Сей день пребудет вечным памятником»Педагогический проект к 205-летию Отечественной войны 1812 года «Сей день пребудет вечным памятником» Л. Рыбакова, И. Минчукова В 2015 году наша страна отметила 70 -летие Победы в Великой Отечественной войне. В 2017 году исполнится 205.

Открытое занятие «Краеведение через сказку» по мотивам сказки «Колобок» по теме «Омск и Омская область» (средняя группа)Открытое занятие «Краеведение через сказку» по мотивам сказки «Колобок» по теме «Омск и Омская область» (средняя группа) Цель: Начать знакомство детей с родным краем, по средствам помощи сказочному персонажу (Колобку). Задачи: Образовательная: -повторить животных;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Через сказку к вечным неувядаемым ценностям»
Опубликовано: 18 мая 2024 в 19:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Через сказку к вечным неувядаемым ценностям»» (включая файлы) размещена пользователем Явкина Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД