Спиридонова Елена
Консультация «Музыкальное воспитание и экология»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкальное воспитание и экология».
Дошкольный возраст – важный этап развития экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе к окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируя основы нравственно-экологической личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Наша задача - воспитать отзывчивых и добрых детей.
Публикация «Консультация „Музыкальное воспитание и экология“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием, вести к преобразованию окружающего мира.
Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Она учит любить, ценить, сострадать. Чем раньше мы станем вводить ребёнка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.
Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.
Уже после года дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки, прибаутки, считалочки, песенки-небылицы, от нас дети узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», «Курочку-рябушку». Очень нравятся детям песенки про «Петушка - золотого гребешка», про птичек-невеличек и про лошадку, и гусей, а детям постарше - про ворона, который «сидит на дубу, играет в трубу».
Дети жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зернышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и пению животных. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка - это мама котят, а курочка - мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных.
А если ребята поют «пейте, дети, молоко, будете здоровы», то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она даёт молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что все животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно.
Красочный, выразительный язык классической музыки пробуждает интерес детей к природе, в музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили большое место. Известны музыкальные циклы «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди и А. К. Глазунова. В них авторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, поэтичные картинки природы, которые помогают детям в интегрированных занятиях по изобразительной деятельности. Можно показать детям картины (пейзажи) и предложить подобрать к ним соответствующую музыку. Русская народная песня «Во поле береза стояла» формирует бережное отношение к растительному миру природы. Пьесы «Полет шмеля» муз. Римского-Корсакова и «Танец бабочек» муз. Красева напоминает детям о лете, а пьесы «Котик заболел» и «Котик выздоровел» муз. Гречанинова прививает любовь к животным. Слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя то бабочкой, то птичкой, то дождинкой или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которую даёт музыка.
Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им ее красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства - живопись, музыку. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают у него воображение, фантазию, ассоциативное мышление, желание творить, узнавать. Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности, поскольку музыка – это прежде всего язык чувств, эмоций и ее суть тождественна самой природе. Ведь все в окружающем нас мире звучит, поет: это и журчание ручейка, и звон капели, и свист ветра, и шум водопада, и, конечно, пение птиц. Композиторы сами учились слушать природу и стремились передавать в своей музыке ее чудесное звучание. А вместе с ними и мы учимся слышать и понимать голос природы. И в этом – одна из важных и сложных задач воспитания детей, которая является основой для развития у них способностей тонко чувствовать окружающий мир, ощущать его красоту и целесообразность, понимать свою ответственность за то, чтобы эта красота и порядок не были разрушены.
Обучая детей на образах прекрасного мы включаемся в сложный процесс становления личности ребенка. Музыка вносит целостность и гармонию в мироощущения детей.
Музыка способна ярко выразить все явления природы: шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц. В младшем возрасте дети слушают произведения спокойные, веселые, шутливые - более понятные. Постепенно становятся доступны музыкальные чувства : тревога, волнение, решительность.
Появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев.
Экологическое воспитание детей – это формирование осознанно правильного отношения к объектам природы. Взрослый должен помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом.
Музыка – это особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки состояния человека, его переживания, отношения к людям. Музыка существует не только для отдыха и развлечения, не только украшает жизнь, но и по-своему, присущими лишь ей средствами, ненавязчиво наставляет, учит жизни.
Воспринимая музыку, дети объединяются, становятся открытыми и дружелюбными. Именно эти качества нужны ребенку.