Татьяна Вещева
Консультация «Музыкально-ритмическая деятельность как способ развития самовыражения детей дошкольного возраста»
Музыкально ритмическая деятельность, как способ развития самовыражения детей дошкольного возраста.
«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку»
А. И. Буренина.
Публикация «Консультация „Музыкально-ритмическая деятельность как способ развития самовыражения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте трёх – семи лет потребность ребёнка проявить себя, самовыражаться огромна. Творчество – это не удел избранных, а норма для каждого ребенка. Поэтому главная задача педагога-музыканта – как можно раньше определить направленность личности и создать условия для самовыражения детей, дать им возможность проявить себя в различных видах музыкальной деятельности.
В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.
Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С. Д. Рудневой, Л. С. Генераловой, Э. М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза.
Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения». Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятен взрослым, и детям. Основой, конечно, является музыка, т. к. это идеальный образец организованного движения и дает четкое представление между временем, пространством и движением. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкального произведения. Специально подобранные музыкально-ритмические движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей. После того, как музыка хорошо осмыслена детьми, когда они почувствовали красоту мелодии, метро - ритмическую пульсацию, различные оттенки настроений, дети пробуют импровизировать, создавать танцевально – пластические образы. Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Полученные знания, умения и навыки дети с удовольствием применяют в свободной самостоятельной деятельности. Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно, уверенно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках, мероприятиях различного уровня.
Наблюдения показали, что дошкольники, несмотря на средний уровень развития музыкальности и двигательных навыков, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий, либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выполнить их, но не проявляют творчества. В таких случаях детские танцевальные импровизации бедны и однообразны, движения, которые в них используются, стереотипны и неоригинальны; сами дошкольники мало эмоциональны, они будто боятся отступать от выученных образцов и не могут придумать собственных вариантов движений. Причина подобных явлений заключается, прежде всего, в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения, в результате чего оказываются лишёнными той содержательной «опоры», которая способствует осмыслению и яркой выразительности исполнения танцев и созданию творческих композиций.
Возникает необходимость создания условий для развития танцевального творчества дошкольников, где одним из главных является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком танцевальных движений. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их танцевальному языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами самовыражения через движение. Следует отметить, что самовыражению детей очень помогают движения, сопровождающиеся «звучащими жестами», игрой звуками тела: хлопками, шлепками по бедрам, топаньем ногами, щелчками пальцев, цоканьем языком. Все это не только превращает в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию.
Естественность, отсутствие всякого напряжения должны быть характерными при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Эта сложная задача может быть осуществлена при соблюдении следующих принципов: систематичность, постепенность, последовательность, повторность. Это основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если они разучиваются сразу, без предшествующих подготовительных упражнений, направленных на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков. Важно достаточно часто уделять внимание на занятиях умению самостоятельно действовать под музыку : выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений танца, придумать свой танец, используя знакомые движения.
Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, используются разнообразные приемы, которые соответствуют содержанию и целям занятий: наглядные методы чередуются со словесными (беседа-объяснение – показ, демонстрация); важен метод взаимоконтроля, когда дети обращают внимание друг на друга, применяя метод контроля, происходит постоянный диалог (Какие движения мы изучили? Что нового узнали). На занятиях должен применятся индивидуальный подход, использоваться игровые приёмы, импровизация, сюрпризные моменты. Для самовыражения ребенка помимо включенных творческих заданий, необходимы обсуждения с детьми возможных вариантов использования композиций, придуманных детьми. После знакомства детей с различными жанрами танцевального искусства (композиции народных, бальных, классических, эстрадных танцев) у детей появляется больше возможностей к самовыражению через движение, у них появляется больше возможностей выражения своих эмоций посредством танца, через музыкально двигательные образы.
Для побуждения у дошкольников желания к воплощению танцевальных образов можно использовать разные методы:
- выступление педагога перед детьми. Выразительное исполнение взрослым небольшого танца обладает побудительной силой, которая рождает у детей ответное желание танцевать самим.
- «сотворчество» педагога с детьми в совместном танце; он используется в двух вариантах. В одном случае под непрерывно звучащую музыку дети танцуют вместе с педагогом, повторяя за ним движения; затем они продолжают танцевать самостоятельно без опоры на образец педагога. В другом случае педагог импровизирует в танце одновременно с детьми, но не требует обязательного подражания своему образцу. Дошкольники по желанию пробуют двигаться по-своему, или как показывает взрослый. Если же кто-то из детей не решается включиться в общую импровизацию, педагог может потанцевать с таким ребенком в паре, направляя его движения, или предлагает такую «руководящую» роль одному из более активных детей. Использование этих методов, как правило, активизирует двигательный опыт детей, способствует появлению у них элементов импровизации и самовыражения.
Важную роль во время музыкально-танцевальной импровизации играет музыкальное сопровождение, а соответственно, требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения, должны быть очень разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т. д. Но при всем этом, музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей. Кроме того, рекомендуется использование не только «живого» аккомпанемента на фортепиано, но и фонограммных записей в различной аранжировке. Важно для создания образа у детей на занятиях использовать различные атрибуты: одежду, отдельные предметы, маски, бижутерию, игрушки и т. д. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях танцевального языка.
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Если дети самостоятельны в своем поиске, творчестве, до всего доходят сами, то приобретенные ими знания гораздо значимее, ценнее, так как дети приучаются мыслить, искать, верить в свои силы, то есть креативно развиваются.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к потребности самовыражения в движении под музыку. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.
Литература:
1. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., исп. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.
2. 3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с
3. 6. Каплунова, И. Топ, топ, каблучок / И. Каплунова, И. Новосельцева, И. Алексеева. – СПб., 2000. – 86 с.
4. 8. Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей [Электронный ресурс] : прил. к кн. Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. – СПб: Музыкальная палитра, 2004.