Получи документы

Консультация для родителей «Мой ребенок обманывает»

Анастасия Штри
Консультация для родителей «Мой ребенок обманывает»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель

«Детский сад № 28»

г. Биробиджана

Штри Анастасия Сергеевна

Консультация для родителей

Тема: «Мой ребенок обманывает»

Ложь – неотъемлемая часть нашей жизни. Лгать могут все: начиная от ребенка, который ходит в детский сад, и заканчивая бабушками и дедушками. Что же такое ложь?

Публикация «Консультация для родителей „Мой ребенок обманывает“» размещена в разделах

Ложь можно определить как осознанное утверждение неправды, или противоречие тому, что соответствует действительности. Психологи выделяют несколько способов обмана : письменные и устные высказывания, жесты, мимика, действия, молчание, отсутствие действий и др.

На сегодняшний день, ложь как особое психологическое явление изучают в России (В. Знаков) и за рубежом (П. Экман).

Известный психолог П. Экман определяет ложь как действие, с помощью которого умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без четко выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды, вводят человека в заблуждение.

В. Знаков, называет ложью умышленную передачу информации, которая не соответствует действительности. В европейской культуре распространено определение лжи, которое дал Блаженный Августин: «ложь – это сказанное с желанием сказать ложь». Лжец с помощью различных коммуникативных средств (вербальных и невербальных) вводит собеседника в заблуждение относительно истинного положения дел. В процессе коммуникации ложь является выражением желания одного из собеседников исказить правду.

Она может быть прямой противоположностью правде (не маленькое, а большое) или представлять собой частичное отступление от нее. Дети имеют свойство неправду, не имея желания кого-то обмануть, и верят в то, что так есть на самом деле.

Детская ложь — особый возрастной вид лжи, который заключается в выдаче за действительность детьми своих фантазий. Большинства психологов считают, что явление детской лжи связано с тем, что дети до определённого возраста (5 лет) иногда не могут отличить реальность от воображения и принимают за действительность игру. Спорным остаётся вопрос о том, является ли детская ложь ложью в полном смысле этого слова, поскольку дети верят в свои фантазии искренне и не собираются вводить никого в заблуждение. Более того, последнее в данном случае маловероятно, поскольку детская ложь всегда неправдоподобна. По мнению большинства психологов, детская ложь не должна вызывать у родителей особого беспокойства, в виду того, что является в развитии воображения ребёнка обычным этапом. Однако полное отсутствие детской лжи в преддошкольном и дошкольном возрасте следует считать тревожным симптомом, как и чрезмерные проявления детской лжи в данном возрасте, а также поздние проявления детской лжи (после 7 лет).

Директор Института исследования детства из Университета Торонто, доктор Кан Ли, разделяет детскую ложь на три группы:

• ложь, которая может помочь ладить с другими людьми («Ты такой хорошенький!»);

• ложь для защиты от наказания («Я не слышала, как ты это говорила»);

самообман («Я никогда не вру»).

Для нас большой интерес представляет книга Е. Герасиной «Как определить, лжет ли Ваш ребенок». В ней автор приводит классификацию видов детской лжи.

Так, она предлагает следующие виды детского обмана :

Впечатлительность. Когда ложь не столько ложь, а сколько особенность восприятия.

Маленькие хитрости. Когда шоколадку съела собачка или кошечка. А может, ее вообще не было. А бабушке просто показалось, что она была.

Сновидения и реальность. К этому виду можно отнести неразличение реальности и виртуальности. Например, одна четырехлетняя девочка убеждала всех, что зимой видела в парке кусты с большими цветами. Оказалось, что она действительно видела. горшки с розами в витрине магазина.

Обман как результат защиты. Такое поведение могут спровоцировать родительские бестактность и эгоизм.

Фантазии и выдумки в играх. Например, ребенку известно, что нельзя лезть в шкаф. Но в один прекрасный момент сестра заходит в комнату и обнаруживает, что шкаф раскрыт, а вещи в беспорядке валяются. На недовольство сестры, ребенок отвечает, что он ничего не делал. Малыш просто играл в ковбоев и не имеет никакого представления о том, кто открыл шкаф и в нем рылся.

Если бы сестра продолжила расспрашивать ребенка, то могла бы услышать, что это были плохие ковбои.

Обман-компенсация. Когда дети не достигают успеха в том, что составляет ценность для их родителей, они начинают хвастаться несуществующими достижениями.

Ложь без видимой причины. Встречается у детей разных возрастов. Таким образом, ребенок пытается вызвать у окружающих интерес, придать себе значимости.

Дети могут лгать сознательно и намеренно. Когда дети врут, то видно, что получаемое ими от ложи удовольствие, намного больше дискомфорта, возникающего от состояния раздвоенности.

Они обманывают, чтобы продолжить удовольствие, чтобы приспособиться, избежать наказания, подладиться и др.

Рекомендации родителям :

1. Исключите физические наказания.

2. Разграничивайте наказание за ложь и наказание за скрываемый проступок.

3. Не лгите сами. Любые рассуждения о честности, морали, «хорошем» поведении должны подтверждаться личным примером, который перед глазами видит ребенок.

4. Не провоцируйте ребенка на ложь. Очень часто взрослые вечными нравоучениями и допросами сами приучают ребенка обманывать. «Не ты сломал эту игрушку? А кто? Я по глазам вижу, что ты!».

5. Объясняйте ребёнку последствия лжи.

6. Старайтесь установить с детьми доверительные отношения, чтобы ваш малыш не испытывал необходимости обманывать.

Психологи считают, что урок честности от взрослых может стать самым важным.

В случае, если вы еще не научились отличать ложь от правды «по глазам» своего ребенка, необходимо обратить внимание на следующие признаки обмана :

малыш прикрывает рукой рот;

усиленно моргает или отводит глаза;

его зрачки то сужаются, то расширяются;

ребенок возбужден, на его щеках появляется румянец;

чтобы ложь звучала как можно более правдиво, он на ходу подбирает слова, говорит медленно и неуверенно, сам себя перебивает, делает длинные паузы между фразами.

Однако, если Ваш ребенок верит, что Вы его любите, не смотря ни на что, и только Вы его всегда поймете и поможете в решении его «серьезных проблем», его обман останется детской шалостью и не станет образом жизни.

Таким образом, возрастные особенности, причины и мотивы лжи зависят от того, кто окружает детей, от характера их взаимоотношений с родителями, сверстниками. Поэтому, очень важно создавать атмосферу доверия, понимания и терпения, как в общении в семье, так и в детском саду.

Список использованной литературы:

Герасина Е. Как определить, лжет ли Ваш ребенок. - М. : АСТ, 2006. – 96 с.

Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблема психологии понимания // Вопросы психологии. 1993. - № 2. - С. 9-16.

Фромм, А. Азбука для родителей / А. Фромм. – М. : АСТ – Астрель, 2003. – 320 с.

Экман П. Почему дети лгут? М. : Педагогика - Пресс, 1993. - 272с.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе на 2013–2014 год Сентябрь 1. Оформление наглядно-информационного уголка: «Уголок для родителей» 2. Индивидуальные беседы с родителями. Тема:.

Планирование работы с родителями по теме «Экспериментальная деятельность дошкольника» Цель: Углубить знание родителей в экспериментальной деятельности дошкольника по ознакомлению с окружающим миром. Привлечь родителей к активному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Мой ребенок обманывает»
Опубликовано: 8 октября 2014 в 20:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Мой ребенок обманывает»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Штри в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД