Анастасия Штри
Консультация для родителей «Мой ребенок обманывает»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель
«Детский сад № 28»
г. Биробиджана
Штри Анастасия Сергеевна
Тема: «Мой ребенок обманывает»
Ложь – неотъемлемая часть нашей жизни. Лгать могут все: начиная от ребенка, который ходит в детский сад, и заканчивая бабушками и дедушками. Что же такое ложь?
Публикация «Консультация для родителей „Мой ребенок обманывает“» размещена в разделах
- Детская ложь. Если ребенок обманывает
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Ложь можно определить как осознанное утверждение неправды, или противоречие тому, что соответствует действительности. Психологи выделяют несколько способов обмана : письменные и устные высказывания, жесты, мимика, действия, молчание, отсутствие действий и др.
На сегодняшний день, ложь как особое психологическое явление изучают в России (В. Знаков) и за рубежом (П. Экман).
Известный психолог П. Экман определяет ложь как действие, с помощью которого умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без четко выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды, вводят человека в заблуждение.
В. Знаков, называет ложью умышленную передачу информации, которая не соответствует действительности. В европейской культуре распространено определение лжи, которое дал Блаженный Августин: «ложь – это сказанное с желанием сказать ложь». Лжец с помощью различных коммуникативных средств (вербальных и невербальных) вводит собеседника в заблуждение относительно истинного положения дел. В процессе коммуникации ложь является выражением желания одного из собеседников исказить правду.
Она может быть прямой противоположностью правде (не маленькое, а большое) или представлять собой частичное отступление от нее. Дети имеют свойство неправду, не имея желания кого-то обмануть, и верят в то, что так есть на самом деле.
Детская ложь — особый возрастной вид лжи, который заключается в выдаче за действительность детьми своих фантазий. Большинства психологов считают, что явление детской лжи связано с тем, что дети до определённого возраста (5 лет) иногда не могут отличить реальность от воображения и принимают за действительность игру. Спорным остаётся вопрос о том, является ли детская ложь ложью в полном смысле этого слова, поскольку дети верят в свои фантазии искренне и не собираются вводить никого в заблуждение. Более того, последнее в данном случае маловероятно, поскольку детская ложь всегда неправдоподобна. По мнению большинства психологов, детская ложь не должна вызывать у родителей особого беспокойства, в виду того, что является в развитии воображения ребёнка обычным этапом. Однако полное отсутствие детской лжи в преддошкольном и дошкольном возрасте следует считать тревожным симптомом, как и чрезмерные проявления детской лжи в данном возрасте, а также поздние проявления детской лжи (после 7 лет).
Директор Института исследования детства из Университета Торонто, доктор Кан Ли, разделяет детскую ложь на три группы:
• ложь, которая может помочь ладить с другими людьми («Ты такой хорошенький!»);
• ложь для защиты от наказания («Я не слышала, как ты это говорила»);
• самообман («Я никогда не вру»).
Для нас большой интерес представляет книга Е. Герасиной «Как определить, лжет ли Ваш ребенок». В ней автор приводит классификацию видов детской лжи.
Так, она предлагает следующие виды детского обмана :
Впечатлительность. Когда ложь не столько ложь, а сколько особенность восприятия.
Маленькие хитрости. Когда шоколадку съела собачка или кошечка. А может, ее вообще не было. А бабушке просто показалось, что она была.
Сновидения и реальность. К этому виду можно отнести неразличение реальности и виртуальности. Например, одна четырехлетняя девочка убеждала всех, что зимой видела в парке кусты с большими цветами. Оказалось, что она действительно видела. горшки с розами в витрине магазина.
Обман как результат защиты. Такое поведение могут спровоцировать родительские бестактность и эгоизм.
Фантазии и выдумки в играх. Например, ребенку известно, что нельзя лезть в шкаф. Но в один прекрасный момент сестра заходит в комнату и обнаруживает, что шкаф раскрыт, а вещи в беспорядке валяются. На недовольство сестры, ребенок отвечает, что он ничего не делал. Малыш просто играл в ковбоев и не имеет никакого представления о том, кто открыл шкаф и в нем рылся.
Если бы сестра продолжила расспрашивать ребенка, то могла бы услышать, что это были плохие ковбои.
Обман-компенсация. Когда дети не достигают успеха в том, что составляет ценность для их родителей, они начинают хвастаться несуществующими достижениями.
Ложь без видимой причины. Встречается у детей разных возрастов. Таким образом, ребенок пытается вызвать у окружающих интерес, придать себе значимости.
Дети могут лгать сознательно и намеренно. Когда дети врут, то видно, что получаемое ими от ложи удовольствие, намного больше дискомфорта, возникающего от состояния раздвоенности.
Они обманывают, чтобы продолжить удовольствие, чтобы приспособиться, избежать наказания, подладиться и др.
Рекомендации родителям :
1. Исключите физические наказания.
2. Разграничивайте наказание за ложь и наказание за скрываемый проступок.
3. Не лгите сами. Любые рассуждения о честности, морали, «хорошем» поведении должны подтверждаться личным примером, который перед глазами видит ребенок.
4. Не провоцируйте ребенка на ложь. Очень часто взрослые вечными нравоучениями и допросами сами приучают ребенка обманывать. «Не ты сломал эту игрушку? А кто? Я по глазам вижу, что ты!».
5. Объясняйте ребёнку последствия лжи.
6. Старайтесь установить с детьми доверительные отношения, чтобы ваш малыш не испытывал необходимости обманывать.
Психологи считают, что урок честности от взрослых может стать самым важным.
В случае, если вы еще не научились отличать ложь от правды «по глазам» своего ребенка, необходимо обратить внимание на следующие признаки обмана :
малыш прикрывает рукой рот;
усиленно моргает или отводит глаза;
его зрачки то сужаются, то расширяются;
ребенок возбужден, на его щеках появляется румянец;
чтобы ложь звучала как можно более правдиво, он на ходу подбирает слова, говорит медленно и неуверенно, сам себя перебивает, делает длинные паузы между фразами.
Однако, если Ваш ребенок верит, что Вы его любите, не смотря ни на что, и только Вы его всегда поймете и поможете в решении его «серьезных проблем», его обман останется детской шалостью и не станет образом жизни.
Таким образом, возрастные особенности, причины и мотивы лжи зависят от того, кто окружает детей, от характера их взаимоотношений с родителями, сверстниками. Поэтому, очень важно создавать атмосферу доверия, понимания и терпения, как в общении в семье, так и в детском саду.
Список использованной литературы:
Герасина Е. Как определить, лжет ли Ваш ребенок. - М. : АСТ, 2006. – 96 с.
Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблема психологии понимания // Вопросы психологии. 1993. - № 2. - С. 9-16.
Фромм, А. Азбука для родителей / А. Фромм. – М. : АСТ – Астрель, 2003. – 320 с.
Экман П. Почему дети лгут? М. : Педагогика - Пресс, 1993. - 272с.