Людмила Рузанова
Консультация «Метод моделирования и ТРИЗ в экологическом образовании детей дошкольного возраста»
Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение ребенка, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений детей. Пугливость, скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные, и скрытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ - все это создает объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится еще в становлении.
Публикация «Консультация „Метод моделирования и ТРИЗ в экологическом образовании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном должен строится на методах наглядных и практических. Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идё т через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация.
В настоящее время, одним из современных подходов в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста является метод моделирования, который мы активно используем в своём дошкольном учреждении по инновационному направлению «Метод моделирования в формировании креативных способностей детей дошкольного возраста»
Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов, систем путем построения и изучения их моделей.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей, которая развивает логическое мышление, воображение, креативные способности детей дошкольного возраста. Цель моделирования в экологическом воспитании дошкольников - это обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Моделирование, как активная самостоятельная деятельность, используется воспитателем наряду с демонстрацией модели. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.
Обучение моделированию осуществляется в такой последовательности:
1)воспитатель в процессе игровой деятельности знакомит с образами моделей;
2)предлагает детям описать новые объекты природы с. помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;
3)организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно даёт задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;
4) постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;
5) обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);
6) руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей :
1. Предметные модели, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность ухода за растениями, календари природы.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают признаки, связи и отношения явлений обобщенно (условно). Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Таким образом, календарь природы – графическая модель состояния природы определенного времени года, модель, в которой сочетаться реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает перед личностным развитием ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности при ознакомлении с окружающим миром. Только при условии качественного формирования и развития экологической культуры детей, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.