Наталья Бегеева
Консультация «Маршруты здоровья и закалки»
▼ Скачать + Заказать документы
Для повышения защитных сил организма детей используют закаливание, Большинство родителей имеют смутное представление о закаливании и практически ничего не делают для повышения защитных сил организма к действию неблагоприятных метеорологических факторов. Более того из-за боязни простуды, начинают заниматься пассивной защитой в виде укутывания, боязни открытых окон, проветривания помещений. Это не дает возможности для тренировки и совершенствования системы терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных заболеваний. Основные факторы закаливания - природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”.
Публикация «Консультация „Маршруты здоровья и закалки“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Основные эффекты закаливающих процедур :
- укрепление нервной системы;
- развитие мышц и костей;
- улучшение работы внутренних органов;
- активизация обмена веществ;
- невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.
Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей.
Основные принципы закаливания :
проводить закаливающие процедуры систематически;
увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;
учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;
начинать закаливание в любом возрасте; лучше в весеннее время;
никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка;
избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;
правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;
закаливаться всей семьей;
закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;
в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.
Рассмотрим немного подробнее Прогулку, как одну из методов закаливания.
Прогулка – один из способов закаливания воздухом. Это эффективное средство укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей. При систематическом воздействии солнца и воздуха повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, дождь, жара и др.).
Свежий воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми влияет на организм особенно благотворно. Организуя прогулку на свежем воздухе, мы создаём условия для активной деятельности детей. Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:
1. Использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;
2. Соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
3. Применение разных способов организации дошкольников;
4. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
5. Создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;
6. Активизацию детской самостоятельности;
7. Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Активные движения повышают устойчивость организма человека к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Взрослые помогают ребёнку полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от достигнутых усилий при овладении каким-либо из них – промчаться на лыжах, коньках, научиться свободно владеть мячом и т. п. Формируя положительное отношение к физическим упражнениям, мы помогаем детям увереннее их выполнять, развиваем способность преодолевать возникающие препятствия, прикладывая для этого необходимые волевые усилия.
У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Поэтому необходимо заинтересовать ребёнка красивым ярким обручем, мячом, разноцветными скакалками. Малоактивных детей стараемся привлекать в весёлые игры, помогаем проявить имеющиеся у них способности.
Обязательно для прогулки планируем не только подвижные, но и спортивные игры (хоккей, футбол, баскетбол, бадминтон, городки, а также спортивные упражнения (катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на велосипеде, самокате).
При проведении прогулки учитываем, какие занятия предшествовали: если они носили подвижный характер, то прогулку начинаем с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движения, то в начале прогулки организовываем подвижную или спортивную игру.
Ежедневно на прогулке проводим подвижные игры, подобранные на основе программных требований, соответствующие возрасту детей. В них дети выполняют разные беговые и прыжковые упражнения, благотворно влияющие на их здоровье и общее развитие. Старшие дети особенно любят игры с бегом, метанием: «Охотники и утки», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Ловишки с мячом» и др., а малыши - «Птичка и птенчики», «Кот и мыши», «Солнышко и дождик» и др. Умение легко и быстро бегать помогает ребёнку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях: «Кто быстрее?», «Не опоздай», «Перемена мест».
Особое внимание уделяем пешим прогулкам за пределы участка. Такие прогулки не только познавательны, но и решают задачи физического воспитания. Основное движение в пешей прогулке – ходьба. Быстрая и достаточно длительная ходьба относится к эффективным оздоровительным упражнениям циклического характера, она способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию выносливости, тренирует дыхательную и сердечно - сосудистую системы [1]. Природа создаёт такое многообразие движений, что одни и те же движения могут быть выполнены в огромном количестве вариантов. Например, во время экскурсии в лес: ходьба и бег по извилистой тропинке, между деревьями, по мху, с горки – на горку, под низко опущенными ветками деревьев; наклоны при сборе ягод, природного материала, метание шишек вдаль, вверх, в цель; перепрыгивание через канавку или камень, пройти по узкому мостику и т. д. В природных условиях двигательные возможности детей значительно расширяются, обогащается их двигательный опыт. Использование естественных препятствий помогает нам воспитывать в детях самостоятельность, смелость, находчивость, взаимопомощь.
Во время проведения прогулки к реке, дети наблюдают за сезонными изменениями природы, за птицами, деревьями. Также они могут поупражняться в метании мелких камней в речку. Мы обучаем детей правилам безопасного поведения, умению справляться с редко встречающимися трудностями, что снижает вероятность получения ими травм в повседневной жизни. Также дети учатся организованности, воспитывается чувство товарищества, взаимовыручки при ходьбе парами. На начальном этапе малыши идут на прогулку, держась за верёвочку, затем ставим малыша в пару со старшим ребёнком. Длительность прогулки постепенно увеличиваем. В старшей группе пешая прогулка проводится в 2 перехода: 30-40 мин. - движение в одну сторону, затем привал, во время которого проводим игры, наблюдения. Со старшими детьми – это прогулки к реке, в лес, по улицам посёлка, с малышами мы ходим в парк, находящийся недалеко от детского сада. Форма организации детей зависит от того, где проходит прогулка: по улицам посёлка, у реки – дети идут парами; в парке, в лесу, на школьном стадионе у детей появляется возможность двигаться свободно. Если в начале года мы видим, что детям трудно преодолеть даже короткую дистанцию, то к концу года дети легко преодолевают путь, выглядят бодро.
Хорошее оздоровительное действие на детей оказывают также лыжные прогулки. Обучаем их ходьбе на лыжах скользящим шагом, разворотам, подъёму на горку «лесенкой» и спуску с горки в основной стойке. Совместно с родителями наших воспитанников организуем воскресные походы на лыжах в лес, проводим игры-соревнования.
У детей и родителей появляется возможность полюбоваться зимним пейзажем, подышать морозным воздухом, а элементы соревнований побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстрота, ловкость, выдержка, самостоятельность, настойчивость).
Повышению двигательной активности на прогулке способствует также проведение спортивных праздников, досугов, развлечений, которые проводим не только на участке детского сада, но и на природе: «День рождения берёзки», «Здравствуй, лето!», «Весёлые старты» и др.
Таким образом, прогулка – наиболее доступное средство закаливания и повышения двигательной активности детей в любое время года. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетать их с физическими упражнениями. Польза от совершаемых детьми движений неизмеримо выше, если они выполняют их охотно и радостно. При эмоционально окрашенных упражнениях и играх проявляется более высокая работоспособность, активность, стремление к дальнейшему овладению двигательными действиями. Для прогулки следует предусматривать разнообразие движений, обновлять упражнения и игры, поддерживая этим заинтересованность детей и их активное стремление к подвижной деятельности.