МААМ-картинки

Консультация «Использование логосказок в системе работы по лексико-грамматическому строю речи у старших дошкольников»

Наталья Лепина
Консультация «Использование логосказок в системе работы по лексико-грамматическому строю речи у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

"Использование логосказок в системе работы по лексико-грамматическому строю речи у старших дошкольников»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютора. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Публикация «Консультация „Использование логосказок в системе работы по лексико-грамматическому строю речи у старших дошкольников“» размещена в разделах

Воспитателю лого-группы нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности. Поэтому эта проблема представляется сегодня актуальной.

Известно, что у воспитанников с общим недоразвитием речи имеются значительные недостатки лексической стороны и грамматического строя речи. Степень их выраженности бывает разной.

Своевременная работа по развитию и коррекции лексико-грамматической стороны речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, формирования социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов: восприятия, памяти, а также эмоций.

Также важно отметить, что в процессе работы с детьми, имеющими нарушения речи, иногда бывает трудно вызвать их интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, удержать внимание, достичь того, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях. Это вызывает необходимость поиска и применения наиболее подходящих интересам детей средств и методов работы.

Логопедические сказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Логосказки и логорассказы являются эффективным средством воздействия в логопедической практике.

Сказки и занимательные истории являются эффективным развивающим, коррекционным, и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с ОНР. Многие специалисты считают, что логосказки входят в систему сказкотерапии, так как в них легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей.

Логосказки могут применять в своей деятельности как логопеды, так и воспитатели групп компенсирующей направленности и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой как целое занятие, так и его часть.

Условно выделяют несколько видов логосказок :

- артикуляционные;

- Пальчиковые;

- Фонематические;

- Сказки для обучения грамоте;

- Сказки, способствующие формированию связной речи;

- Лексико-грамматические.

Включение эмоционального компонента в образовательный материал повышает эффективность логопедической работы. Через использование логосказки, её сюжетных линий дополнительно решаются также следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:

- Коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;

- Обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой и создания благоприятной психологической атмосферы;

- Приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова;

- Воспитание нравственных качеств.

Формы работы с логосказкой и логорассказом

- Прослушивание произведения и подробная беседа по его содержанию. Эта работа проводится обычно с большими по объёму сказками или рассказами, насыщенными определённой лексикой по теме и грамматическими формами. Ответы детей предполагают их активное использование в речи.

- Совместное рассказывание логосказки (логорассказа) с детьми. Эта форма работы предполагает, что дети подсказывают нужные слова в тексте. Эти слова нужно поставить в нужную форму (например, в форму определённого падежа, или подобрать самостоятельно (антонимы, неизменяемы слова и т. д.). Таким образом, можно знакомить детей с грамматическими изменениями слов.

- Пересказ сказки или рассказа. Это очень ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. При пересказе логосказок могут быть активно использованы все известнее наглядные методы: иллюстрации к тексту, мнемосхемы, серии сюжетных картинок, опорные картинки, предметы.

- Пересказ по ролям. Драматизация. Этот способ работы с логосказкой используется наиболее часто. Кроме приё мов наглядного моделирования здесь широко применяются разнообразные атрибуты: разные виды театра, атрибуты для драматизаций (предметы, элементы одежды, маски).

- Пересказ с элементом творчества. Дети придумывают своё начало или окончание сказки или рассказа; распространяют предложения, дополняют текст новыми событиями, диалогами.

- Пересказ с изменением условий (с изменением лица, числа, времени и др. ; с изменением имени героя; с исправленной в тексте ошибкой и др.).

- Сочинение логосказки (логорассказа) по аналогии.

- Сочинение логосказки (логорассказа) по предметам одной лексической группы.

Эти игровые упражнения могут проводиться как в ходе чтения сказки, так и в процессе обсуждения её содержания и после обсуждения.

Систематическое спользование логопедических сказок в процессе коррекции и развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР всегда даёт положительные результаты. Эффективно способствует закреплению в речи воспитанников лексико-грамматических умений. Кроме того, применение логосказок и логорассказов позволяет практически всегда добиваться устойчивого внимания и интереса детей. Всё это положительно сказывается на сохранении психофизического здоровья детей, поддержании положительного эмоционального состояния и снижения вероятного переутомления на логопедических занятиях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование логосказок в системе работы по лексико-грамматическому строю речи у старших дошкольников»
Опубликовано: 2 марта 2021 в 10:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Использование логосказок в системе работы по лексико-грамматическому строю речи у старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лепина (УИ 374052) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД