Наталья Лепина
Консультация «Использование логосказок в системе работы по лексико-грамматическому строю речи у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование логосказок в системе работы по лексико-грамматическому строю речи у старших дошкольников»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютора. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
Публикация «Консультация „Использование логосказок в системе работы по лексико-грамматическому строю речи у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Воспитателю лого-группы нужно помочь ребенку восполнить нехватку речевых средств и преодолеть трудности. Поэтому эта проблема представляется сегодня актуальной.
Известно, что у воспитанников с общим недоразвитием речи имеются значительные недостатки лексической стороны и грамматического строя речи. Степень их выраженности бывает разной.
Своевременная работа по развитию и коррекции лексико-грамматической стороны речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, формирования социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов: восприятия, памяти, а также эмоций.
Также важно отметить, что в процессе работы с детьми, имеющими нарушения речи, иногда бывает трудно вызвать их интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, удержать внимание, достичь того, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях. Это вызывает необходимость поиска и применения наиболее подходящих интересам детей средств и методов работы.
Логопедические сказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Логосказки и логорассказы являются эффективным средством воздействия в логопедической практике.
Сказки и занимательные истории являются эффективным развивающим, коррекционным, и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с ОНР. Многие специалисты считают, что логосказки входят в систему сказкотерапии, так как в них легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей.
Логосказки могут применять в своей деятельности как логопеды, так и воспитатели групп компенсирующей направленности и общеобразовательных групп. Эти сказки могут представлять собой как целое занятие, так и его часть.
Условно выделяют несколько видов логосказок :
- артикуляционные;
- Пальчиковые;
- Фонематические;
- Сказки для обучения грамоте;
- Сказки, способствующие формированию связной речи;
- Лексико-грамматические.
Включение эмоционального компонента в образовательный материал повышает эффективность логопедической работы. Через использование логосказки, её сюжетных линий дополнительно решаются также следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:
- Коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;
- Обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой и создания благоприятной психологической атмосферы;
- Приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова;
- Воспитание нравственных качеств.
Формы работы с логосказкой и логорассказом
- Прослушивание произведения и подробная беседа по его содержанию. Эта работа проводится обычно с большими по объёму сказками или рассказами, насыщенными определённой лексикой по теме и грамматическими формами. Ответы детей предполагают их активное использование в речи.
- Совместное рассказывание логосказки (логорассказа) с детьми. Эта форма работы предполагает, что дети подсказывают нужные слова в тексте. Эти слова нужно поставить в нужную форму (например, в форму определённого падежа, или подобрать самостоятельно (антонимы, неизменяемы слова и т. д.). Таким образом, можно знакомить детей с грамматическими изменениями слов.
- Пересказ сказки или рассказа. Это очень ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. При пересказе логосказок могут быть активно использованы все известнее наглядные методы: иллюстрации к тексту, мнемосхемы, серии сюжетных картинок, опорные картинки, предметы.
- Пересказ по ролям. Драматизация. Этот способ работы с логосказкой используется наиболее часто. Кроме приё мов наглядного моделирования здесь широко применяются разнообразные атрибуты: разные виды театра, атрибуты для драматизаций (предметы, элементы одежды, маски).
- Пересказ с элементом творчества. Дети придумывают своё начало или окончание сказки или рассказа; распространяют предложения, дополняют текст новыми событиями, диалогами.
- Пересказ с изменением условий (с изменением лица, числа, времени и др. ; с изменением имени героя; с исправленной в тексте ошибкой и др.).
- Сочинение логосказки (логорассказа) по аналогии.
- Сочинение логосказки (логорассказа) по предметам одной лексической группы.
Эти игровые упражнения могут проводиться как в ходе чтения сказки, так и в процессе обсуждения её содержания и после обсуждения.
Систематическое спользование логопедических сказок в процессе коррекции и развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР всегда даёт положительные результаты. Эффективно способствует закреплению в речи воспитанников лексико-грамматических умений. Кроме того, применение логосказок и логорассказов позволяет практически всегда добиваться устойчивого внимания и интереса детей. Всё это положительно сказывается на сохранении психофизического здоровья детей, поддержании положительного эмоционального состояния и снижения вероятного переутомления на логопедических занятиях.