Елена Твердохлебова
Консультация «Летние забавы на прогулке для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
«Летние забавы на прогулке для детей дошкольного возраста»
Игра – это вид человеческой деятельности, направленная на усвоение и воссоздание общественного опыта, в которой дети берут на себя роль в игровых ситуациях, моделируют деятельность взрослых и их отношения.
Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие, ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и др. В руках педагога эти многообразные игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребенка. Особенно полезны игры и развлечения на открытом воздухе.
Публикация «Консультация „Летние забавы на прогулке для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Летние прогулки. Консультации для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
Игры с песком и водой – одно из любимых детских занятий, отвечающее интересам и возможностям ребят. К тому же они способствуют оздоровлению и закаливанию детей, так как они организуются на свежем воздухе, в теплый период года.
Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус.
Каким же образом побуждать ребят к играм с песком и водой, как наполнить их деятельность интересным содержанием, в какой системе вести данную работу в каждой возрастной группе.
ИГРЫ С ПЕСКОМ.
Песок должен быть чистым – просеянным и влажным, через 2-3 дня его необходимо перелопачивать, чтобы он не слеживался. В группах детей младшего и раннего возраста нецелесообразно отводить большие площади для строительства из песка, поскольку малыши не создают крупных сюжетных построек, не объединяют их общим содержанием, сооружения еще не совершенны и просты. Для них удобны небольшие переносные песочницы на ножках (размер ящика 120*120 см, глубина 20см, высота 50-60см.). Желательно, чтобы на участке было 2-3 такие песочницы-столика. Они могут иметь любую форму и оформление, съемные зонты-тенты. Для удобства на дно песочницы следует настелить листовое железо, поскольку дерево быстро гниет от постоянной влаги. При необходимости такие песочницы можно закрывать полиэтиленовой пленкой для защиты от загрязнения.
Хорошо зарекомендовали себя дворики из пеньков. Бревно распиливают на части, которые закапываются в землю тесно друг к другу на разном уровне по произвольному очертанию. Дворики могут быть сделаны также из лежащих бревен или досок и иметь любую форму. Ребят приучают бережно относиться к материалу, не разносить песок по участку. В том случае, если постройка остается в песочном дворике, детям напоминают, что, уходя с участка, необходимо сгребать песок в кучу.
Для работы с песком детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагают пластмассовые ведерки, совки, лопатки, формочки, игрушки, отличающиеся прочностью, легко моющиеся (машины, куклы, а также дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, дома, знакомых детям животных, транспортные средства, деревья. Можно предложить малышам для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, фанерные пластины.
Для организации строительства из песка в средней группе используются те же материалы, но увеличивается количество дополнительных средств: пластин из фанеры, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края должны быть зачищены, природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек).
Детям старшего дошкольного возраста для организации конструктивной деятельности в песке предлагаются более мелкие игрушки. Увеличивается количество дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых и резиновых шлангов, труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шланга, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке, а для формовки песка – пластмассовые емкости разной формы и размера.
Для детей средней группы тоже используют на участке подобные переносные песочницы. Желательно иметь их четыре. Опыт показывает, что лучше сдвигать по две, поскольку дети группируются по несколько человек и начинают объединять свои постройки общим содержанием. Например, одни ребята в песочнице строят комнату, а другие в соседней – улицу, садик, после чего сообща обыгрывают постройки.
В отличие от младших групп ребята старшего дошкольного возраста создают крупные коллективные постройки, объединяются в большие группы, развертывают интересные сюжеты игр в песке. Постройки носят содержательный творческий характер, отличаются конструктивной сложностью. Дети сами могут следить за чистотой песка, готовить его к работе, не пачкая одежду, обувь (в теплое время года можно играть босиком, при необходимости без напоминания мыть руки.
Для организаций конструктивной деятельности из песка в группах старшего дошкольного возраста рекомендуются не песочницы, а песочные дворики прямо на земле (площадь 3*4м., так как для игр детей необходимо большое количество песка, значительные площади. Обычно песочные дворики размещают под деревьями, чтобы оградить детей от перегрева на солнце, а песок от постоянного пересыхания. При отсутствии деревьев рекомендуются зонты-тенты.
В санитарно-гигиенических целях не следует устраивать песочные дворики в постоянной тени. В прохладное время здесь будет сыро, холодно, неуютно. На солнце различные вредоносные организмы погибают.
Хранить игрушки для игр с песком можно в корзинах, сетчатых сумках. А на участках удобны стойки с сетками, которые могут использоваться во всех возрастных группах. Игрушки, лежащие в сетках, моют, направив на них струю воды из шланга или лейки, и сушат. Дополнительный материал удобно хранить в ящике с делениями (для каждого вида отдельно).
Для обыгрывания построек из песка ребята применяют и поделки изготовленные своими руками. С этой целью используются материалы, которые не портятся от влаги (поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Например, дети могут сплести коврики из пленки способом переплетения основы полосами, сделать мебель для кукол из молочных пакетов, обклеенных бумагой, смастерить палатки из трехгранных молочных пакетов, дорожные знаки из клеенки, палочек и катушек, вырезать человечков, зверюшек из поролона.
При обучении детей конструированию из песка рекомендуется тематику построек из него связывать с тематикой занятий по конструированию из строительного материала.
В группах раннего и младшего возраста воспитатели учат малышей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совков и лопаток, утрамбовывать песок в небольшие низкие формочки и печь пирожки, пряники, торты и другие угощения для кукол.
Хорошо научить детей строить будку для собачки. Воспитатель показывает, как для этого надо сгрести песок в кучу, уплотнить ее, сделать в ней совком углубление у основания, и предлагает малышу поместить туда собачку.
Можно научить малышей проводить в песке дорожку. С этой целью надо показать, как продвигать дощечку, слегка придавливая ее плашмя к песку. Воспитатель вместе с детьми делает на дорожке кочки (кучки, ямки и постройка обыгрывается. Педагог продвигает по дорожке игрушку и приговаривает народную потешку: «По кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке в ямку – бух!».
Детям второй младшей группы воспитатель показывает, как делать торты, башни, домики с помощью формочек. Можно научить ребят строить горки. Для этого насыпается куча песка, утрамбовывается, затем с помощью дощечки прокладываются спуски горки (аналогично строительству дорожки). Хорошо также научить малышей строить скамейку, ворота, стол, стул, мост. Для этого надо на один или два куличика, стоящих рядом, наложить пластинку.
Можно показать малышам, как сделать забор, сгребая песок с двух сторон руками и уплотняя его, постепенно подстраивая сооружение в длину по направлению к себе.
В средней группе педагоги закрепляют у детей умение формировать различные детали, сооружая несложные постройки, объединяя их общим содержанием, украшать сооружения. Можно научить ребят строить высокую башню из трех форм разного объема. Сначала формуется основание – самая крупная деталь, на нее накладывают деталь поменьше, и завершает постройку самая маленькая, которая украшается флажком.
Ребят учат самостоятельно строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие, загородки, заборы, вагоны. Делают это таким образом. На одинаковом расстоянии устанавливаются куличики, а между ними вставляются палочки – либо несколько в ряд, либо по одной горизонтально, один конец вставляется в боковую часть одного куличика, другой – соседнего. Используя кубические формы, дети формуют дома, украшая их разноцветными окнами. С этой целью вдавливают в песок кусочки разноцветного оргстекла. Чтобы окошко лучше держалось, верхнюю часть его вдавливают глубже.
Ребята очень любят рыть в песочных кучах вдвоем с двух сторон, пока руки не соединятся внутри тоннеля.
Дети продолжают строить мебель, украшают комнаты различными дополнительными материалами. Воспитатели побуждают ребят к играм с постройками, при необходимости подсказывают сюжеты, помогают их развивать.
Детей старшего дошкольного возраста педагоги учат сооружать из песка более сложные и крупные постройки: высотные дома, дворцы, терема, театры, железные дороги, бассейны, озера. Причем на разные темы: порт, ракетодром, стадион, свой микрорайон, детский сад, скотный двор, зоопарк и др., а также по сюжетам знакомых сказок «Царевна-лягушка», «Заячья избушка», «Кот, петух и лиса», «Снежная королева». Для строительства в качестве образцов детям предлагают фотографии, иллюстрации, рисунки с изображением различных сооружений.
Воспитатели объясняют, как с помощью лопаток или дощечек вырезать из утрамбованной кучи дома, корабли, машины, поезда, предметы мебели.
Ребята используют для формовки самые различные приспособления. Крупные формы сооружают с помощью деревянных рамок, полых кубов, цилиндров, отрезков пластмассовых труб большого диаметра. В данном случае форма не переворачивается, а снимается, поднимается вверх.
При этом дети украшают постройки различными деталями. Например, цилиндрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя в ряд сверху вниз на одинаковом расстоянии одинаковые кусочки оргстекла или фанеры, устанавливают на зданиях телевизионные антенны из цветной проволоки, прокладывают провода между мачтами уличных фонарей. В процессе строительства ребята сочетают различные способы действий с песком.
Можно научить детей новому приему работы с песком. Для этого песок насыпают в ведро, смешивают с водой, затем детям предлагают набирать получившуюся массу в ладони и выпускать струйкой. Песок ложится на постройки узорами. Благодаря этому приему можно строить дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постоянно наращивая постройку в высоту и ширину.
ИГРЫ С ВОДОЙ И ИГРУШКИ-САМОДЕЛКИ.
Для организации игр детей с водой в группах раннего и младшего дошкольного возраста на участке используются надувные бассейны или другие емкости. Устанавливаются они на прочные подставки с тем, чтобы малыши имели возможность играть с водой стоя. Хорошо зарекомендовали себя подставки, по форме и размеру аналогичные песочнице. При отсутствии надувных бассейнов можно использовать одну песочницу. Для этого необходимо обтянуть внутреннюю часть ящика, которую обычно заполняют песком, клеенкой, пленкой или другими, не пропускающими воду материалами и получившуюся емкость наполнить водой.
Детей раннего возраста учат ловить сачками рыбок, пускать кораблики, лодочки, разноцветные шарики, переливать воду из ведра в ведро, наливать ее в ситечки и наблюдать, как она течет в отверстия. Малыши бросают камушки в воду, наблюдают, как они тонут, моют игрушки, купают кукол.
В сюжетных играх дети любят использовать одновременно и песок, и воду. При этом даже традиционные игры «Семья», «Детский сад» наполняются более разнообразным содержанием (кукол можно водить на пруд загорать, учить их плаванию, катать на лодках). В играх с водой детей старшего дошкольного возраста используются ручейки, бассейны, водоемы. Сооружают их обычно из кирпича или камня в сочетании с цементом. При этом возможны различные виды кладки, стены и дно выкладывают кафелем. Важно обеспечить проточность воды.
В зависимости от площади участка данные сооружения могут иметь различные размеры, конфигурацию, оформление. Около водоемов можно найти природный материал: камни, корни. Для создания благоприятного микроклимата следует организовать зеленые островки. С этой целью педагоги вместе с детьми высаживают растения, сеют траву, сажают мох.
Детям старшего дошкольного возраста при строительстве из песка предоставляют емкости, наполняемые водой. Таким образом, игры с водой объединяются с играми в песке. Можно использовать и полиэтиленовую пленку, которой дети выстилают дно сооружений, а затем заливают водой. Ребята строят бассейны, плотины, разыгрывают сюжеты: сплавляют лес по рекам, водят теплоходы с пассажирами, баржи с различными грузами по морям и озерам, устраивают морские бои, праздники на воде, спортивные соревнования.
Для игр с водой широко используются плавающие игрушки, выпускаемые промышленностью корабли, лодки, уточки, рыбки, крокодилы. Но особенно дети любят играть с игрушками-самоделками. Так, малышам предлагают поделки, изготовленные детьми старшего дошкольного возраста, кораблики – из древесной коры, пенопласта, уточки, рыбки, лягушки – из поролона. Из цветной клеенки вырезают и пришиваются глаза плавники.
Дети средней группы с помощью воспитателя мастерят лодочки из скорлупы грецких орехов, коры, пенопласта. А старшие дошкольники делают для них плавающие игрушки.
Детям подготовительной к школе группы хорошо предложить сделать для своих игр теплоходы. Для этого потребуются две пластины из пенопласта. Одна толстая – основание, другая тонкая – верхняя палуба, куски пенопласта кубической формы, несколько катушек, заостренные палочки и шпагат. У пластин надо закруглить углы, затем расставить катушки, наложить тонкую пластинку и, протыкая ее палочками, пропуская их через отверстия в катушках, соединить с толстой пластиной, углубив в нее палочки так, чтобы детали хорошо скрепились и остались сверху одинаковые по длине части палочек. Связать между собой палочки шпагатом, накидывая на каждую следующую из них петлю, затем украсить теплоход по своему желанию.
Лебедей легко сделать из кусочка поролона кубической формы. Для этого следует срезать уголки, придать куску форму сферы, вырезать шею с головой, крылья и пришить к туловищу.
Для изготовления самолета на водных лыжах потребуются пластины и кусочки пенопласта. Скрепить детали можно при помощи стержней из тонких заостренных палочек.
Чтобы расширить содержание игры с песком и водой, педагоги заботятся об обогащении детских впечатлений: проводят экскурсии, целевые прогулки, организуют беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, просмотр диафильмов, диапозитивов. Ребята получают представление о различной архитектуре зданий, об особенностях сооружений, о видах транспорта, о людях разных профессий.
Организуя работу, педагоги часто сами включаются в строительство и игры детей. Они показывают приемы работы с материалом, помогают ребятам развивать сюжеты игр, поддерживают изобретательность, стремление к творческому поиску.
Воспитатели формируют у ребят навыки общения. В группах раннего возраста малышей учат элементарным действиям с песком и водой, умению выражать свои мысли и желания словами, что способствует развитию первичных навыков общения. Педагоги стимулируют желание всех детей участвовать в совместных играх, дают им возможность ощущать радость от совместных действий. В младшего дошкольного возраста воспитатели продолжают развивать у детей самостоятельность, формировать у них устойчивые мотивы к активной совместной деятельности.
В процессе игр с песком и водой у детей средней группы (в небольших подгруппах из 3-4 ребят) воспитатели развивают навыки самоуправления. Их учат ставить цель, находить конструктивное решение или сюжет игры на основе имеющегося опыта, самостоятельно или с помощью взрослого планировать работу, вместе строить и играть, объединяя свои постройки общим сюжетом. Дети учатся выслушивать других, не конфликтовать, подчинять свои желания желаниям товарищей. Этому способствует совместное обсуждение предполагаемых действий.
Подвижные игры.
Значение подвижных игр.
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игривого характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные навыки.
В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того, чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а, спасаясь от него, убежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и при том много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимо выполнять правила, также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, что содействует воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.