Любовь Ежова
Консультация «Легкая адаптация ребенка в ДОУ. Советы родителям»
▼ Скачать + Заказать документы
В жизни каждого ребенка наступает момент, когда приходит время посещать детский сад. Практически для каждого ребенка начало посещения детского сада – большой стресс. Переживают все и ребенок и родители. Главная задача родителей ребенка и его окружения – принять все возможные меры, чтобы подготовить ребенка к новому этапу жизни.
Детям раннего возраста особенно тяжело привыкать к условиям дошкольного учреждения. Они ещё слишком привязаны к матери и боятся всего нового, незнакомого. Ясли для них – это неизведанное пространство, новые лица, другие требования, окружение, занятия, еда, распорядок дня.
Публикация «Консультация „Легкая адаптация ребенка в ДОУ, Советы родителям“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Процесс адаптации требует от ребенка больших затрат психической энергии, физических сил, в результате чего детский организм перенапрягается. Для периода адаптации характерны следующие признаки:
- нарушение сна – ребёнок просыпается со слезами или отказывается засыпать;
- снижение аппетита или его полное отсутствие – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда, отказывается от любимой еды;
- регрессия умений и навыков – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «забывает» подобные навыки;
- снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми играми;
- агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность, становятся капризными и истеричными;
- снижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям. Малыш «цепляет» все болячки, хотя ранее болел легкими простудными заболеваниями 1-2 раза в год.
Пугаться изменений в поведении ребенка не стоит. Таким образом, организм ребёнка приспосабливается к новым условиям.
Чтобы облегчить процесс адаптации важно заблаговременно подготовить малыша к изменениям, а на протяжении всего периода адаптации оказывать комплексную помощь, поддержку.
1. Чаще рассказывайте ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад.
2. Во время прогулок с ребенком, когда идете мимо детского сада, обращайте его внимание на деток, которые гуляют на участках. Напоминайте ему что скоро и он будет ходить в садик, играть, гулять.
3. Рассказывайте, что и вы в детстве ходили в садик. Покажите ему фотографии с ваших утренников, общие фото группы.
4. Расскажите ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек. Мама и папа работаю теперь, и он подрос и пойдет на работу.
5. Беседуйте с ребенком о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, возможно, он будет там делать. Ни в коем случае не приукрашивайте и не преуменьшайте.
6. Научите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться ложкой и вилкой, проситься и ходить на горшок, есть разную пищу, лучше заранее изучить детское меню и познакомить ребенка с этими продуктами.
7. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает.
8. Чаще выводите ребенка в детские коллективы. Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка. Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми.
9. Придумайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – так ему будет проще отпустить вас. Выберите с ребенком игрушку, с которой ему будет спокойнее ходить в садик и которая напомнит ему о маме.
10. Не пугайте ребенка садом! Не говорите плохо о воспитателях и сотрудниках сада в присутствии ребенка. Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями.
11. Не показывайте своего волнения или недовольства ребенку. Запомните! Чем спокойнее и приветливее мама, тем спокойнее будет ребенку.
12. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его, целуйте. Проводите больше совместного времени после сада. Общайтесь, гуляйте, рисуйте, играйте с малышом. Рассказывайте, как прошел ваш день, интересуйтесь, как прошел день у ребенка.
13. Помните, что после долгого перерыва (например, по причине болезни) процесс адаптации у ребёнка начинается заново. Поэтому старайтесь без уважительной причины не пропускать садик.
Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.
Процесс адаптации в раннем возрасте всегда проходит болезненно как для детей, так и родителей. Но этот процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям.
Обычно ребенок привыкает к садику за пару-тройку месяцев. Но если детское состояние со временем не стабилизируется и возникают всё новые проблемы (агрессия, тревожность, гиперактивность, следует обязательно пообщаться с психологом по поводу дезадаптации.