МААМ-картинки

Консультация «Кинетический песок как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Трубицина Анастасия
Консультация «Кинетический песок как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Кинетический песок как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Игра с песком — одно из самых любимых занятий детей. Первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице : на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья, возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения.

Темочки:

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка, но это не простое времяпрепровождение. Строя картины из песка, придумывая различные истории, дети в наиболее понятной форме получают первоначальные знания об окружающем мире, знакомятся с его законами. Также игры с песком обладают важным психотерапевтическим свойством — возможностью изменения сюжета, событий, взаимоотношений.

Казалось бы, все очень просто: ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну: нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.

Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психолого-педагогической арттехнологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми.

Песочная терапия благотворно влияет на развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук, наглядно-образного мышления, творческих способностей, диагностики и коррекции нарушений поведения, страхов, агрессии, проблем во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Достоинство песочной терапии еще и в том, что увлекательные занятия стимулируют у детей интерес, и побуждают ребенка к активному развитию и творчеству с песком. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического экспериментирования, возникают зачатки самостоятельной игры.

В настоящее время значительно возрос интерес к специально организованным занятиям с использованием нового материала- кинетического песка.

Педагогическая целесообразность использования кинетического песка в том, что по мере освоения техники работы с кинетическим песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка, развивается мелкая моторика, творческие способности. Работа с кинетическим песком успокаивает (особенно гиперактивных детей, благодаря своим качествам – в нем как будто содержится живительная сила, которая заряжает ребенка позитивными эмоциями, способствует снятию у детей, имеющих проблемы с эмоционально -волевой сферой, внутреннего напряжения. Деятельность ребенка с кинетическим песком дает прекрасную возможность для самовыражения, развития творческих склонностей, а также является простым и действенным способ научиться выражать свои чувства, эмоции и переживания.

Преимущества песочной терапии с использованием кинетического песка :

1. Доступность материала.

2. Отсутствие необходимости специального оборудования и помещения.

3. Экономия профессиональных ресурсов специалиста за счет переноса вербальных форм взаимодействия в мануальные.

Новизна работы заключается в оптимальном подборе эффективных методов и приемов использования новейшего материала- кинетического песка при организации развивающих занятий или кружковой работы в ДОУ, способствующих развитию ребенка, реализации его потенциальных возможностей, проявления творчества, для нормализации эмоционального состояния.

Применение кинетической песочницы в детском саду непременно принесет положительные результаты.

Цель предлагаемых методических рекомендаций: повышение профессиональной компетенции педагогов в области применения нового игрового материала – кинетического песка в развивающих и обучающих занятиях с детьми.

Задачи:

1. Сформировать у педагогов общее представление о кинетическом песке, его свойствах.

2. Раскрыть основные формы и методы работы с кинетическим песком.

3. Описать методику использования кинетического песка в развивающих и обучающих занятиях с детьми.

Методологическое обоснование

Принципы занятий в кинетической песочнице.

1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и сказок: в кинетической песочнице осуществляется взаимный переход воображаемой ситуации в реальную и наоборот.

2. Осмысление опыта и ситуации: разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной игры позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.

3. Принцип обмена: в играх с песком ребенок и психолог легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом, песочная игра позволяет построить партнерские взаимоотношения ребенка и взрослого.

4. Принцип оживления абстрактных символов: песочная игра позволяет сформировать чувство реальности происходящего.

Виды работы с песком:

• Рисование на песке (пальцем, кисточкой);

• Отпечатки на песке;

• Лепка объёмных фигур;

• Вырезание формами (конструирование);

• Изготовление фигур с использованием формочек;

• Создание сюжетных картин из песка.

Рекомендуемая форма организации работы с кинетическим песком.

Предполагается осуществление специально организованных занятий в форме кружковой работы для детей 4-5 лет, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам, которые соответствует возрастным нормам детей.

Занятия состоят из четырех частей:

Iчасть. Подготовительная.

проведение пальчиковой гимнастики для подготовки руки к работе;

психогимнистика на развитие эмоциональной сферы, развитие внимания, памяти, воображения, наблюдательности.

II часть. Вводная.

использование художественного слова;

игры для привлечения внимания детей;

беседа по теме занятия.

III часть. Основная.

непосредственно работа с песком по теме занятия

IV Часть. Заключительная.

анализ детских работ и работ своих товарищей;

релаксация — упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения;

рефлексия занятия — эмоциональная и смысловая оценка занятия в ходе заключительного обсуждения;

ритуал прощания — сплачивает детей, создаёт атмосферу группового доверия и принятия, им завершается занятие.

После подведения итогов занятия, работы детей фотографируются, в конце обучения из работ организуется фотовыставка и оформляется фотоальбом для каждого ребенка.

Тематика занятий усложняется и ориентирована на основную общеобразовательную программу в соответствии с ФГОС ДО.

Форма занятий может быть, как групповой, так и индивидуальной. Подгруппа может насчитывать 6-7 детей.

Периодичность занятий — 1 раз в неделю (итого 36 занятия за учебный год, во второй половине дня.

Длительность занятий: 20 минут.

Проведение двигательной разминки является обязательным и проводится в зависимости от физического состояния ребенка в середине занятия. Проведение в начале занятия пальчиковых игр и упражнений являются обязательными.

Самостоятельная деятельность детей в группе в холодную погоду может использоваться и как часть ОД.

Методы и приёмы, использующие на занятии

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения.

2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).

3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций,

моделирование).

5. Релаксация.

6. Сказкотерапия.

Рекомендации для педагога практикующий работу с песком.

Необходимо соблюдение следующих правил.

1. Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины, — все это входит в понятие присоединения.

2. Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи дошкольнику. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир ребенка чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм педагога могут защитить ребенка от психической травмы.

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста Большое значение для всестороннего развития дошкольников имеет рисование. Рисовать можно не только с помощью карандашей или фломастеров,.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Консультация для родителей группы раннего возраста «Кинетический песок»Консультация для родителей группы раннего возраста «Кинетический песок» Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка, но это не простое времяпрепровождение. Строя картины из песка, придумывая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Кинетический песок как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 октября 2024 в 16:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Кинетический песок как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Трубицина Анастасия (УИ 2099468) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД