Светлана Канищева
Памятка для воспитателей «Тревожные дети. Как помочь?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство по любому поводу, в том числе и в ситуациях, которые к этому не предрасполагают.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Тревожность развивается у ребенка вследствие наличия у него внутреннего конфликта, который может быть вызван:
- противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, детским садом;
Публикация «Памятка для воспитателей „Тревожные дети, Как помочь?“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
- завышенными требованиями со стороны взрослых;
- негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Нужно помнить о том, что высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку
ПОРТРЕТ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА
Он напряженно смотрит на все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается. Кажется, что он постоянно ожидает каких-либо неприятностей. Его отличает чрезмерное беспокойство. Он чувствуют себя беспомощным, опасается играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У него высокие требования к себе, он очень самокритичен. Уровень его самооценки низок. Такой ребенок думает, что хуже других во всем, что он самый некрасивый, неумный, неуклюжий. Он ищет поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения. Головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др.
КАК ПОМОЧЬ ТРЕВОЖНОМУ РЕБЕНКУ?
1. Обращайтесь к ребенку по имени (а не по фамилии, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.
2. Если у ребенка проявляется тревога при выполнении заданий, то его нельзя подгонять и торопить.
3. Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо наклониться к нему, либо приподнять ребенка до уровня ваших глаз.
4. Необходимо отказаться от слов (оскорблений, которые унижают достоинства ребенка, даже если вы сильно раздосадованы и сердиты.
5. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
6. Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: «Замолчи, а то рот заклею.». Они и без того боятся всего на свете.
7. Нужно избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
8. Не стоит сравнивать ребенка с окружающими.
9. Будьте во всем примером ребенку.
10. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
11. Будьте последовательны в воспитании.
12. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
13. Используйте наказание лишь в крайних случаях
14. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Ласковые прикосновения и добрые слова взрослого помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.