Приложение МААМ

Консультация «Использование современных образовательных технологий в экологическом воспитании и образовании дошкольников»

Ольга Харченко
Консультация «Использование современных образовательных технологий в экологическом воспитании и образовании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня проблема экологического образования дошкольников выходит на первый план, обретая все большую актуальность. Почему так происходит? Научно-технический прогресс не стоит на месте, и то о чем еще недавно мы даже не представляли, сейчас уже существует в рамках современности. Неоспоримо, что прогресс принёс на нашу планету много незаменимых и очень практичных вещей, но что же стоит за прогрессом с экологической точки зрения?

Темочки:

О чем-то глобальном в условиях скоростного ритма города нам и задуматься некогда, не говоря о том, чтоб как-то научить дорожить природой наших детей. К сожалению, мы можем уже сейчас наблюдать, как природа отвечает нам «взаимностью». В глубине души, мы понимаем, что это следствие нашего потребительского и беспечного отношения к природе.

Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек – это такая же единица природы, значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при наличии в человеке высокого уровня эколого-нравственной культуры, освоение которой начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни.

На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые.

Поэтому сегодня все более остро встает проблема экологического воспитания дошкольников. Именно в этот период происходит становление основ мировоззрения человека, его отношения к природе и окружающей действительности.

Современные дошколята – это что-то необыкновенное. Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними? Мы, как и наши дети, меняемся, вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с бешеным ритм ом современной жизни.

С полной уверенностью можно сказать, что именно в дошкольном возрасте путём целенаправленного педагогического воздействия, при условии системного ознакомления дошкольника с разнообразием природы, а так же вовлечения его в практическую деятельность, у ребенка можно заложить основы экологической культуры в целом. Так как дошкольное детство в данном случае является самым благоприятным возрастом для решения задач экологического воспитания, необходимо в первую очередь организовать педагогический процесс в дошкольных учреждениях с опорой на основополагающие понятия о природе в целом, а так же соответствующим образом организовать эколого-развивающую среду детей. Формы и методы знакомства детей с природой могут быть самые различные, варьировать их необходимо опираясь на образовательные задачи, имеющийся материал и непосредственно исходя из природной среды, окружающей ребенка.

Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных дошкольников?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к воспитанию и обучению детей.

Значимый признак экологической воспитанности ребёнка это участие в экологически-направленной деятельности, в процессе которой прививается любовь и гуманное отношение к природе. Нужно научить дошкольника бережному отношению и заботе о насекомых, животных, птицах, растениях, давая понять, что зачастую благополучие живой природы зависит от непосредственных действий человека. Так как у дошкольников особенное эмоциональное значение имеет общение с взрослыми, именно взрослый должен помочь ребенку осмыслить и понять гармонию в природе.

Сегодня методы и приемы экологического воспитания и образования во многом отличаются от устаревших стереотипов, они призваны соединить в одно целое процесс обучения и непосредственный контакт дошкольника с природными объектами.

В процессе экологического образования дошкольников, используются разнообразные методы : практические (игры, ребусы, загадки, акции, наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты, игры, викторины и т. д., словесные (художественное чтение, беседы).

Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод является ведущим, так как в экологическом воспитании дошкольника необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал

И здесь на помощь приходят информационно-коммуникативные технологии, на которых я и хотела бы остановиться более подробно.

Так как компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и важнейшим средством обучения детей, бесспорным является вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС ДО. Современные дети знакомятся с ИКТ еще до школы и зачастую даже раньше, чем приходят в дошкольные образовательные организации.

В условиях детского сада необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности.

Компьютерные технологии и мультимедийные презентации приобретают всё большую популярность. Они проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.

Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста :

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

• наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно / при этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная/;

• презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу;

• компьютер обладает стимулом познавательной активности детей, такие занятия побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности;

использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения;

• высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

Знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал, но предпочтение отдаю ИКТ: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи и т. д., при этом дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

В практике своей работы, я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

o звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д. ;

o экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме;

o мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире /презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации/;

o медиазанятия, которые провожу в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном.

Игры-викторины направлены на развитие осознанности у детей своей связи с природой, формирование у них потребности в ее сохранении.

В процессе этой игры дети обобщают знания о живой и неживой природе, развивают интерес к экологии и расширяют представлений о связи живой и неживой природы. В результате формируется желание сохранять и оберегать природу. На экране визуально представлена проблемная ситуация, связанная с экологией, требующая мыслительной операции классификация, с последующим подробным анализом причин распределения в ту или иную группу. Сложность материала для классификации варьируется в зависимости от возраста детей

Мультимедийные экологические игры я включаю как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, в занятия кружка по познавательно-исследовательской деятельности «Почемучки», так и в свободную деятельность: игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры и многое другое.

Мультимедийные игры - викторины выступают как средство, будящее мысль, увлекающие на путь поисков, ответов на волнующие вопросы. Добиться этого можно, умело подбирая, постепенно усложняя и увязывая вопросы с программным материалом, побуждая детей к волевому напряжению, проявлению усилий.

Дети охотно отвечают на вопросы, ответы которых сопровождаются яркими картинками. Мультимедийные экологические викторины, позволяет ребёнку разобраться в своих знаниях, развивает память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывает усидчивость, внимательность, целеустремленность, умение быстро ориентироваться в заданных вопросах и находить правильные ответы на них, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Викторины учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в последующем.

Интерактивные игры – удобное и перспективное изобретение. Позволяют обогатить процесс обучения и воспитания, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его интересным и привлекательным.

Наиболее эффективно использование викторины при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить знания и умения дошкольников

Результатом моей работы по использованию викторин в экологическом образовании старших дошкольников с использованием ИКТ стало повышение уровня освоения программы. Показательным, на мой взгляд, является изменение содержания самостоятельной экологически направленной деятельности детей: эмоциональные рассказы о природе, свои наблюдения, суждения. Дети давали оценки негативным проявлениям к природе со стороны других людей. Также очень изменились их самостоятельные рисунки, они много рисовали на природоведческие темы. Рисунки детей стали более выразительными и яркими, насыщенными по содержанию добротой и сочувствием ко всему живому миру. Дети охотно учат стихи о природе, животных и лесе. Стали играть в экологические настольно – печатные игры. Они включали викторины в разные сюжетно-ролевые игры, часто просили меня поиграть с ними в викторину в свободное время, на прогулках и вечером. Это говорит о том, что викторина, заняв достойное место в экологическом образовании детей, сыграла заметную положительную роль в экологическом развитии детей в результате у детей повысился познавательный интерес к окружающему миру, выражающийся (со слов родителей) в предпочтении наблюдения за живой природой, взамен игры на планшетах; повышении интереса к рассказам о животных взамен просмотра мультфильмов.

Вывод.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

- использование ИКТ является неотъемлемой частью в образовательной деятельности;

- огромные возможности, увлекательная информация, обширная информация для того, чтобы получить результат, которые расширяют возможности педагогического воздействия на детей;

- использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования;

- использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность;

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Систематическая, целенаправленная, методически правильную организованную деятельность с использованием ИКТ, повышает познавательную активность, любознательность, интерес к природе, к окружающему миру.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся на уроках в начальной школе Каждый раз, готовясь к уроку, я представляю такую картину: мои ученики с легкостью принимают и извлекают информацию, выполняют различные.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для воспитателей «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников» Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Воспитатель: Цуканова.

Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗПрименение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ОВЗ Применение современных образовательных технологий в формировании коммуникативных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование современных образовательных технологий в экологическом воспитании и образовании дошкольников»
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 19:12
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Использование современных образовательных технологий в экологическом воспитании и образовании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Харченко (УИ 1602681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД