Приложение МААМ

Использование сказок и литературных произведений в работе по образовательной области «Безопасность»

Лариса Гвашева
Использование сказок и литературных произведений в работе по образовательной области «Безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование сказок и литературных произведений в работе по образовательной области

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Публикация «Использование сказок и литературных произведений в работе по образовательной области „Безопасность“» размещена в разделах

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев, особенно это касается маленьких детей.

Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребёнка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно – как стремление отстоять себя и право на своё мнение, поступок.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Неоценимую услугу здесь может оказать литература. Детские стихи, рассказы и сказки в доступной и занимательной форме познакомят детей с основными правилами безопасности.

При знакомстве детей с основными разделами программы по ОБЖ мы очень часто в своей работе обращаемся к литературным произведениям. Приведу лишь некоторые из них с опорой на наш перспективный план:

2 –Я МЛ. – СРЕДНЯЯ ГРУППЫ

СЕНТЯБРЬ

• Как сберечь своё здоровье: аккуратно и тепло одеваться, не торопиться, спускаясь с лестницы, быстро не бегать, чтобы не упасть:

К. Чуковский «Айболит», пословицы.

ОКТЯБРЬ

• Полезные продукты, их значение для здоровья и хорошего настроения:

Г. Зайцев «Приятного аппетита», Ю. Тувим «Овощи», М. Безруких «Разговор о правильном питании», загадки об овощах.

НОЯБРЬ

Личная гигиена: понимание значения и необходимости гигиенических процедур, предметы, необходимые для поддержания чистоты тела:

Г. Зайцев «Дружи с едой», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», С. Бялковская «Юля-чистюля», З. Александрова «Купание», потешки.

ДЕКАБРЬ

Тело человека: роль частей тела и органов чувств:

С. Прокофьев «Румяные щёчки», Н. Саксонская «Где мой пальчик?», Е. Пермяк «Про нос и язык», С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», В. Бондаренко «Язык и уши», загадки о частях тела.

ЯНВАРЬ

Витамины и здоровый организм: польза и значение здоровья, название отдельных витаминов и продуктов, в которых они содержатся:

Л. Зльберг «Полезные продукты», К. Чуковский «Федорино горе», К. Кузнецов «Замарашка», Г. Зайцев «Крепкие-крепкие зубы»

ФЕВРАЛЬ

• Элементарные правила поведения на улице города, роль сигналов светофора:

В. Лебедев-Кумач «Про умных зверушек», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Стёпа милиционер», В. Клименко «Зайка-велосипедист», «Путешествие с игрушками», Р. Фархади «Светофор», А. Барто «Мы едем в метро», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

МАРТ

Будем спортом заниматься: формирование потребности заниматься физкультурой и спортом, закрепление знаний некоторых видов спорта:

А. Барто «Мишка-физкультурник».

АПРЕЛЬ

• Врачи – наши помощники: закрепление понимания ценности здоровья, желания быть здоровыми, закреплять знания о витаминах:

Е. Шкловский «Как лечили мишку», «Осторожно,

Лекарство», «Как вести себя во время болезни».

МАЙ

Опасности вокруг нас: опасные предметы, общение с незнакомыми животными:

С. Маршак «Пожар», Г. Новицкая «Дворняжка»,

А. Дмитриев «Бездомная кошка», загадки об

опасных предметах, о домашних животных.

СТАРШАЯ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ

СЕНТЯБРЬ

• Правила безопасного перехода через дорогу, правила езды на велосипеде:

О. Бедарев «Если бы…», Г, Георгиев

«Светофор», Н. Кончаловская «Самокат»,

Л. Новогрудский «Движется- недвижется»,

С. Михалков «Дядя Стёпа-милиционер»,

Я. Пишумов «Самый лучший переход»,

В. Суслов «Есть сигнал- для всех закон»,

О. Тарутин «Для чего нам светофор», загадки

о правилах дорожного движения,

Т. А. Шорыгина «Марта и Чичи идут в

зоопарк».

ОКТЯБРЬ

Городской наземный пассажирский транспорт: внешний вид, труд

людей, безопасность движения, правила поведения на улице и в

транспорте:

Б. Житков «Как в Москве на улице»,

Б. Заходер «Шофёр», М. Ильин, Е. Сегал

«Машины на нашей улице», С. Михалков

«Скверная история», «Моя улица», Н. Носов

«Милиционер», Я. Пишумов «Дорожная

азбука», Т. а. Шорыгина «Волшебный мяч».

НОЯБРЬ

• Опасность контактов с незнакомыми взрослыми, к кому можно

обратиться за помощью в случае опасности:

Сказки – «Волк и семеро козлят», «Кот,

Петух и лиса», Г. -Х. Андерсен «Снежная

Королева», Ш. Перро «Красная Шапочка»,

А. Н. Толстой «Буратино», С. Михалков

«Дядя Стёпа – милиционер»,

Т. А. Шорыгина «Марта и Чичи в парке».

ДЕКАБРЬ

Опасности вокруг нас:

С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном

герое», Г. Остер «Вредные советы»,

Т. А. Шорыгина «Умный напёрсток»,

«День рождения Васи», «Золотая рыбка»,

«Волшебные вороны», «Осколок стекла».

ЯНВАРЬ

Забота о здоровье: навыки личной гигиены, профилактика

заболеваний:

А. Анпилов «Зубки заболели»,

А. Барто «Девочка чумазая», С. Михалков

«Про мимозу», И. Семёнов «Как стать

Неболейкой», К. Чуковский «Мойдодыр»,

Т. А. Шорыгина «Муха Грязнуха».

ФЕВРАЛЬ

Изучаем свой организм:

Г. Горн «Энциклопедия здоровья в

сказках и рассказах для самых

маленьких», С. Прокофьева и др.

«Румяные щёчки».

МАРТ

• Контакты с незнакомыми животными;

Б. Житков «Рассказы о животных».

АПРЕЛЬ

Правила оказания первой помощи:

В. Осеева «Чтобы не было беды».

МАЙ

Ядовитые растения и грибы:

загадки о грибах и ягодах,

Т. А. Шорыгина «Советы лесной

Мышки».

Публикации по теме:

Игры с детьми по ОО «Безопасность». Мой девиз: Уберём, поможем, покажем и научим! Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство.

Сохранение жизни и здоровья детейСохранение жизни и здоровья детей Мой девиз: Уберём, поможем, покажем и научим! Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказок и литературных произведений в работе по образовательной области «Безопасность»
Опубликовано: 12 июля 2014 в 21:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сказок и литературных произведений в работе по образовательной области «Безопасность»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Гвашева (УИ 226829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД