Чаптыкова Евдокия Александровнаechap
Консультация «Использование проектного метода как средство развития познавательной инициативы дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование проектного метода как средства развития познавательной инициативы у дошкольников
"Ребенок - это факел, который нужно зажечь, а не сосуд который нужно наполнить»
Целью нашей работы является использование проектного метода, как средство развития познавательной инициативы у дошкольников. Для того, чтобы получить результатов мы поставили перед собой задачи: 1. Изучить метод проектной технологии; 2. Создать условия для познавательной активности детей и поддержать их детскую инициативу; 3. Сделать процесс обучения удовлетворяющим любознательность дошкольников. Мы считаем, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, она присуще каждому человеку от рождения. Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующие его, вопросы – в этом им приходят на помощь педагоги. Мы думаем, главное условие, обеспечивающее познавательную активность- это насыщенная среда и возможность участие в ней. Инициативность проявляется во всех видах деятельности: в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. В основе, которой лежит, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания. Проектная деятельность является также средством самовыражения и самореализации ребенка. Исследовательская инициативность- это одна из фундаментальных форм взаимодействия человека с реальным миром, направленная на его познание. В основе исследовательской инициативности лежит главная потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. В ходе работы с детьми мы выяснили, что инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, общения. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности. В своей группе мы предоставляем детям самостоятельность во всем, что не предоставляет опасности для их жизни и здоровья. Всегда отмечаем маленькие успехи детей. Не критикуем результаты детей. Поэтому считаем, что одним из эффективных средств развития любознательного, активного, инициативного ребенка считаем проектную деятельность
Темочки:
- Консультации для родителей
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Инициатива ребенка включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Условием освоения каждого этапа является коллективная деятельность воспитателя и детей, что позволяет ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Таким образом, развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста через проектную деятельность весьма актуально. При организации проектной деятельности мы применяли принцип интеграции. Используемые в работе методы и приемы учитывают индивидуальные, возрастные особенности детей. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира;
Мы реализовали проекты познавательно - исследовательской направленности «Волшебные камушки», где был создан мини музей «Волшебные Камушки», где вся работа была связана с музеем.
В проекте «Разве соль – не волшебница», вместе с детьми проводили ряд опытов: «Плавающее яйцо», «Соль растворяется в воде», «Соль – чистящее средство», «Акварель + соль».В работе используем карточки- схемы, картинки- заместители для создания пиктограммы. В ходе проекта «Моя семья»дети нашей группы узнали много интересного о своих предках. Особенно им понравилось узнать про свои семейные традиции. Дети с увлечением работали над этим проектом. В этом им помогали родители.
Продолжая поддерживать познавательную инициативу детей, а также их творческую способность, был реализован проект «Уучанын кип-азаа», приуроченного ко Дню Матери.
Во время проведения проекта нам удалось реализовать все запланированные мероприятия:
Дети сравнили русские народные костюмы и хакасские костюмы и выяснили, что у хакасского костюма есть: характерные длинные манжеты, застегнутые на несколько мелких пуговиц; остроугольные воротники, которые застегиваются на одну большую пуговицу; костюм украшают наплечники, украшенные орнаментами, женское платье имеет подол разной длины.
Проводили поисково-исследовательскую деятельность. Из разных источников, а именно из книг, и интернета узнали, почему хакасское платье очень широкое и имеет подол разной длины. И почему хакасские женщины завязывают платок назад. По итогам Анализируя данный проект можно сделать следующие выводы:
Цель проекта достигнута : мы создали социальную ситуацию развития детей в процессе подготовки к созданию мини-музея. Задачи проекта выполнены : мы создали условия для:
• поисково-исследовательской деятельности детей;
• развития представлений о хакасской национальной одежде;
• приобретения опыта презентации мини-музея;
• развития коммуникативных качеств, позитивного самоощущения, значимости, уверенности в себе;
• развития познавательных, творческих способностей детей;
• развития укреплений сотрудничества: родителей, детей, педагогов.
1. Проблемное поле, с точки зрения ребенка, решили: дети получили представление о национальных костюмах хакасов, (через беседы, игры, презентации и. т. д, мы побудили детей к созданию мини-музея «Уучаны кип- азаа». (Созданная нами, и родителями развивающая среда помогла реализовать все планы и задумки детей). Большой вклад в реализации проекта внесли родители наших воспитанников. Они не только принесли картинки, фотографии, книги, но и кукол в национальной одежде, тем самым помогли создать музей.
2. Мы выполнили все этапы проекта : организационно-подготовительный, основной и итоговый.
3. В итоге создали свой мини-музей группы «Уучаны кип-азаа»
Мы считаем, что проект удался, и мы вместе с детьми и родителями реализовали все свои задумки. Побудили детей и родителей к созданию мини-музея в группе.
В связи с тем, что проект был успешно реализован, и мы получили положительные результаты: детям понравилась деятельность, которой они ранее не занимались, родители с восторгом восприняли проект и очень активно принимали в нем участие, мы решили в будущем пополнять экспонаты музея. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания. Проектный метод играет значимую роль в образовательном процессе и является эффективным методом обучения и воспитания. Формирует навыки сотрудничества и развивает познавательную инициативу. Список использованных источников : 1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива- основа развития познания, деятельности, коммуникации/ Дошкольное воспитание. - 2015.-№9.- с. 113-119 2. Веракса Н. Е. ВераксаА. Н Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика- Синтез. 2008.-112с. 3. Короткова Н. А,Нежнов Н. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. - М. : Линка- Пресс,2002.- 64с.