Чаптыкова Евдокия Александровнаechap
Консультация «Использование проектного метода как средство развития познавательной инициативы дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование проектного метода как средства развития познавательной инициативы у дошкольников
"Ребенок - это факел, который нужно зажечь, а не сосуд который нужно наполнить»
Целью нашей работы является использование проектного метода, как средство развития познавательной инициативы у дошкольников. Для того, чтобы получить результатов мы поставили перед собой задачи: 1. Изучить метод проектной технологии; 2. Создать условия для познавательной активности детей и поддержать их детскую инициативу; 3. Сделать процесс обучения удовлетворяющим любознательность дошкольников. Мы считаем, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, она присуще каждому человеку от рождения. Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующие его, вопросы – в этом им приходят на помощь педагоги. Мы думаем, главное условие, обеспечивающее познавательную активность- это насыщенная среда и возможность участие в ней. Инициативность проявляется во всех видах деятельности: в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. В основе, которой лежит, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания. Проектная деятельность является также средством самовыражения и самореализации ребенка. Исследовательская инициативность- это одна из фундаментальных форм взаимодействия человека с реальным миром, направленная на его познание. В основе исследовательской инициативности лежит главная потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. В ходе работы с детьми мы выяснили, что инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, общения. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности. В своей группе мы предоставляем детям самостоятельность во всем, что не предоставляет опасности для их жизни и здоровья. Всегда отмечаем маленькие успехи детей. Не критикуем результаты детей. Поэтому считаем, что одним из эффективных средств развития любознательного, активного, инициативного ребенка считаем проектную деятельность
Публикация «Консультация „Использование проектного метода как средство развития познавательной инициативы дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Инициатива ребенка включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребенок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Условием освоения каждого этапа является коллективная деятельность воспитателя и детей, что позволяет ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Таким образом, развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста через проектную деятельность весьма актуально. При организации проектной деятельности мы применяли принцип интеграции. Используемые в работе методы и приемы учитывают индивидуальные, возрастные особенности детей. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира;
Мы реализовали проекты познавательно - исследовательской направленности «Волшебные камушки», где был создан мини музей «Волшебные Камушки», где вся работа была связана с музеем.
В проекте «Разве соль – не волшебница», вместе с детьми проводили ряд опытов: «Плавающее яйцо», «Соль растворяется в воде», «Соль – чистящее средство», «Акварель + соль».В работе используем карточки- схемы, картинки- заместители для создания пиктограммы. В ходе проекта «Моя семья»дети нашей группы узнали много интересного о своих предках. Особенно им понравилось узнать про свои семейные традиции. Дети с увлечением работали над этим проектом. В этом им помогали родители.
Продолжая поддерживать познавательную инициативу детей, а также их творческую способность, был реализован проект «Уучанын кип-азаа», приуроченного ко Дню Матери.
Во время проведения проекта нам удалось реализовать все запланированные мероприятия:
Дети сравнили русские народные костюмы и хакасские костюмы и выяснили, что у хакасского костюма есть: характерные длинные манжеты, застегнутые на несколько мелких пуговиц; остроугольные воротники, которые застегиваются на одну большую пуговицу; костюм украшают наплечники, украшенные орнаментами, женское платье имеет подол разной длины.
Проводили поисково-исследовательскую деятельность. Из разных источников, а именно из книг, и интернета узнали, почему хакасское платье очень широкое и имеет подол разной длины. И почему хакасские женщины завязывают платок назад. По итогам Анализируя данный проект можно сделать следующие выводы:
Цель проекта достигнута : мы создали социальную ситуацию развития детей в процессе подготовки к созданию мини-музея. Задачи проекта выполнены : мы создали условия для:
• поисково-исследовательской деятельности детей;
• развития представлений о хакасской национальной одежде;
• приобретения опыта презентации мини-музея;
• развития коммуникативных качеств, позитивного самоощущения, значимости, уверенности в себе;
• развития познавательных, творческих способностей детей;
• развития укреплений сотрудничества: родителей, детей, педагогов.
1. Проблемное поле, с точки зрения ребенка, решили: дети получили представление о национальных костюмах хакасов, (через беседы, игры, презентации и. т. д, мы побудили детей к созданию мини-музея «Уучаны кип- азаа». (Созданная нами, и родителями развивающая среда помогла реализовать все планы и задумки детей). Большой вклад в реализации проекта внесли родители наших воспитанников. Они не только принесли картинки, фотографии, книги, но и кукол в национальной одежде, тем самым помогли создать музей.
2. Мы выполнили все этапы проекта : организационно-подготовительный, основной и итоговый.
3. В итоге создали свой мини-музей группы «Уучаны кип-азаа»
Мы считаем, что проект удался, и мы вместе с детьми и родителями реализовали все свои задумки. Побудили детей и родителей к созданию мини-музея в группе.
В связи с тем, что проект был успешно реализован, и мы получили положительные результаты: детям понравилась деятельность, которой они ранее не занимались, родители с восторгом восприняли проект и очень активно принимали в нем участие, мы решили в будущем пополнять экспонаты музея. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания. Проектный метод играет значимую роль в образовательном процессе и является эффективным методом обучения и воспитания. Формирует навыки сотрудничества и развивает познавательную инициативу. Список использованных источников : 1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива- основа развития познания, деятельности, коммуникации/ Дошкольное воспитание. - 2015.-№9.- с. 113-119 2. Веракса Н. Е. ВераксаА. Н Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика- Синтез. 2008.-112с. 3. Короткова Н. А,Нежнов Н. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. - М. : Линка- Пресс,2002.- 64с.