Приложение МААМ

Консультация «Использование мнемотехники в системе нравственно –патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Ирина Матвеева
Консультация «Использование мнемотехники в системе нравственно –патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование мнемотехники в системе нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

Публикация «Консультация „Использование мнемотехники в системе нравственно –патриотического воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Воспитание патриотизма и нравственности невозможно без обращения к литературе. Я имею ввиду не только русское народное наследие, но и авторские произведения в том числе и современные. Художественная литература представляет собой богатый материал для воспитания любви к Родине, а также воспитанию нравственности как у дошкольников, так и взрослых.

Я хочу представить вам некоторые мнемо-таблицы, используемые мной и отражающие тематику нравственно-патриотического воспитания. Но для начала я хочу рассказать о том, что же такое мнемотехника.

Люди с древних времён старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого слова «мнемо»- память). Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемо-таблицы (схемы, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п.

Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста.

В своей работе я использую следующие методы и приемы мнемотехники : мнемотаблицы, коллажи, кроссворды, метод моделирования.

. Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений, рассказывании сказок, а также составлении алгоритма ответа. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Работа по нравственно патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Раз, два, три,

четыре, пять. Мы идём во двор гулять.

Бабу снежную

слепили. Птичек крошками

кормили. С горки мы потом

катались. А потом в снегу

валялись.

А потом домой

пришли, суп поели, спать легли.

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах:

это платье золотое у березы на плечах.

Утром мы во двор

идем - листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят и летят, летят, летят…

Пролетают паутинки с паучками в серединке и высоко от земли

пролетели журавли. Всё

летит… Должно быть, это улетает

наше лето.

воспитание уважения к труду;

Ходит повар в колпаке,

с поварешкою в руке. Он готовит

нам обед: кашу, суп и винегрет.

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

В тёмном небе звёзды светят. Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит. И на Землю вниз

глядит. Видит сверху он поля,

горы, реки и моря.

Видит о весь шар земной, шар земной - наш дом родной.

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Метод наглядного моделирования

Модель- это условное изображение объекта, его заместитель.

В раннем возрасте используются только предметные модели, т к предмет легко узнаваем, затем появляются предметно- схематические и схематические модели. Примеры.

Схематическая модель (карты, графики)

Предметно-схематические модели. Здесь приведен пример их использования при работе с кубиками Дьенеша. Задание построй дорогу для муравьев по схеме. Образец предметно- схематической модели Например флаг Российской федерации.

Предметные и предметно- схематические модели окружают нас в повседневной жизни. Это дорожные знаки, указатели и т. д.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в средней группеУголок нравственно-патриотического воспитания в средней группе Совместно с родителями мы организовали в группе уголок нравственно-патриотического воспитания. Актуальность: Д. С. Лихачев : «Любовь к.

Уголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группеУголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группе В нашем детском саду прошел смотр-конкурс уголков по нравственно патриотическому воспитанию. Цель смотра- конкурса: -активация деятельности.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование мнемотехники в системе нравственно –патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 февраля 2022 в 19:12
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Использование мнемотехники в системе нравственно –патриотического воспитания детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Матвеева (УИ 1385517) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД