Сизова Елена Александровна
Консультация «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми»
Консультация «Использование блоков Дьенеша с детьми дошкольного возраста»
2 слайд
Автор метода Золтан Дьенеш (1916—2014 гг.) — венгерский математик, психолог, преподаватель. Золтан с ранних лет очень любил математику, она казалась ему довольно интересной легко ему давалась. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени. С годами он решил создать что-то свое, в чем можно проще донести математические учения до своих маленьких деток, которые ходили к нему на занятия.
Публикация «Консультация „Использование блоков Дьенеша в работе с детьми“» размещена в разделах
Суть методики Дьенеша разработал методику обучения математике и показал на многочисленных примерах, что это довольно интересная и занимательная наука, и задействует в своем развитии еще много чего полезного. На пути развития математических способностей параллельно затрагивается и раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал ребенка.
Возраст Пособие расчитано для самых маленьких ребят, начиная с двух лет.
Логические блоки
3 слайд 4 слайд Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию. Данный комплект подходит для детишек от 2 лет, к нему прилагается инструкция и альбом с заданиями.
5 слайд - 7 слайд Альбомы
Альбомы для занятий разбиты по возрастам: сначала ребенок выкладывает блоки прямо в альбоме, в котором указано какого цвета и формы, затем уже, когда ребенок станет постарше, можно выкладывать на столе, опираясь на шаблон в альбоме. «Блоки Дьенеша для самых маленьких 2-3 года». «Маленькие логики» «Лепим нелепицы с 4 лет»
Для детей постарше:
«Поиск затонувшего клада для старших 5-8 лет».
«Спасатели приходят на помощь 5-8 лет».
«Давайте вместе поиграем» (игры для разных возрастов).
8 слайд- 10 слайд Занятия с логическими блоками развивает у ребенка логическое мышление, математические способности, стимулирует развитие речевых навыков. Ребенок учится сравнивать, анализировать, экспериментировать, визуализировать, обобщать и разделять предметы по признакам и быстро выучит геометрические фигуры. Так как сюжет игровой, то развивается воображение и фантазия. Способствует развитию творческих способностей.
11 слайд - 17 слайд
Для начала надо познакомить малыша с фигурами и дать ребенку в пользование не весь набор, а его часть. Далее, по мере его интереса добавлять фигуры. Нужно запастись терпением. Они могут изначально ему не понравиться. Теория Дьенеша расчитана именно для детей раннего возраста, а потому с учетом их развития и всех других особенностей. Поэтому просто нужно запастись терпением и настойчивостью
С 2 лет мы учим детей накладывать фигуры на изображение, а потом выкладывать по образцу. Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых игр акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма.
Игры с блоками Дьенеша
Сортируем блоки по наличию одного признака. Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых игр акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма.
Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, ребенку дается труднее всего, поэтому заниматься им необходимо в последнюю очередь.
18 слайд Средняя группа
Как использовать в средней группе. Блоки Дьенеша в средней группе можно предложить детям в процессе непрерывной образовательной деятельности, во время свободных игр, а также на занятиях в центрах активности. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием составляют из элементов фигуры (домик, машину, елочку, диванчик, кресло и др.) по образцу, показанному родителями или воспитателем, или придумывая фигуру самостоятельно. Можно предлагать детям блоки Дьенеша в ДОУ, а можно использовать дома. Логические игры проводятся по нарастанию трудности задания. Занятия начинаются с самых простых игр:
«цепочка» – расположить в ряд фигуры с одним и тем же признаком или чередуя признаки;
«вторая цепочка» – под первой цепочкой выкладывается вторая с аналогичными или несовпадающими признаками или предлагается выложить блоки Дьенеша по схеме;
«третий лишний» – выбрать из трех фигур одну, отличающуюся по какому-либо признаку;
«в круге и за кругом» – выложить фигуры с одним признаком внутри окружности, с другим признаком – снаружи окружности;
«сложи картинку» – составить композицию по образцу, представленному на рисунке или схеме;
«покажи предмет с НЕ» – нужно найти элемент, в котором отсутствует какой-либо признак (не треугольник, не желтый и т. д.).
«Найди клад»
«Угадай, что в коробочке»
«Дополни ряд»
«Посади клумбу»
Старшая и подготовительная группы
19-21слайд. Развиваем логику в старшей группе. Включая блоки Дьенеша в старшей группе в непосредственную образовательную деятельность, педагоги закладывают фундамент математических знаний будущего первоклассника. Старшие дошкольники могут выполнять задания, в которых требуется учитывать несколько признаков, сравнивать, комбинировать (таблица).
1. «Рассели жильцов в доме»
2. «Настольно-печатная игра «Помоги блокам выбраться из заколдованного леса»
3.«Составь картинку»
4. «Строим дорожку по схеме
Достоинства и недостатки метода
Если приучить малыша к ежедневным не длительным занятиям с двух лет, то ребенок потом втянется, и будет играть дольше, это я на своем опыте убедилась. Так и случилось, сейчас ребята моей группы берут коробочки с блоками и самостоятельно занимаются. Но на самом деле, ребята играют, иногда отвлекаясь от заданий.
Явных недостатков я не нашла, лишь исходя их темперамента ребенка занятия могут наскучить ему, в этом случае мы откладываем занятия, и через некоторое время снова к ним возвращаемся. Это отличный материал для индивидуальной работы!Несомненно, блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра!