Виктория Котова
Консультация «Игры по развитию речи для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые игры могут быть самыми разнообразными. С их помощью можно в доступной, легкой форме познакомить ребенка с грамматикой родного языка.
Игра «Скажи ласково»
Цель: научить ребенка правильно образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: у взрослого – большие предметные картинки (например: стакан, пуговица, ваза, стул, стол, платье и т. д.) . Перед ребенком – маленькие предметные картинки тех же наименований.
Публикация «Консультация „Игры по развитию речи для дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Ход игры: взрослый показывает ребенку картинку и называет ее – «У меня большая ваза. А у тебя?». Ребенок показывает свою картинку и говорит – «А у меня маленькая вазочка» и т. д.
Игра «Мой – моя»
Цель: научить ребенка согласовывать существительное с притяжательными местоимениями «мой – моя».
Оборудование: перед ребенком лежат картинки: помидор, груша, морковь, рюкзак, карандаш, кошка, тетрадка, книжка и т. д.
Ход игры: взрослый предлагает – «Давай посмотрим картинки и выберем те картинки, которые «дружат» со словом «мой». Ребенок называет местоимение «мой» и согласует с ним название картинки, выкладывая перед собой цепочку. Например: мой помидор, мой карандаш и т. п.
Игра «Один – много»
Цель: научить ребенка правильно образовывать окончания существительных родительного падежа, множественного числа.
Оборудование: у взрослого – картинки с одним предметом (например: абрикос, огурец, помидор, флаг, кот, рюкзак и т. д.) Перед ребенком картинки с несколькими одноименными предметами (например: 5 абрикосов, 5 домов и т. д.)
Ход игры: взрослый поднимает картинку и называет ее – «У меня один абрикос», ребенок отвечает ему – «А у меня много абрикосов» и т. д.
Игра «Живое – неживое»
Цель: сформировать у ребенка представление о том, что нас окружают живые объекты и неживые предметы и чем они отличаются (живые объекты – нуждаются в пище, еде, отдыхе) .
Оборудование: предметные картинки (например: кошка, стол, шкаф, собака, ручка, белка, ребенок, шапка, диван, рыба, муха, чемодан и т. д.)
Ход игры: взрослый просит ребенка разделить картинки на две группы: живое – неживое. И объяснить свой выбор.
Игра «Цепочка слов»
Цель: расширять запас существительных в активном словаре детей.
Оборудование: предметные картинки (например: трактор, руль, лист, танк, кот, топор и т. д.)
Ход игры: взрослый кладет первую карточку, ребенок подбирает, составляя цепочку из слов так, что бы последний звук предыдущего слова и первый звук последующего слова были одинаковыми.
Игра «Разложи картинки»
Цель: учить детей различать род существительных.
Оборудование: набор предметных картинок (например: карандаш, кастрюля, яблоко, стакан, тарелка, блюдце, чайник, книга, полотенце, пузырек, чашка, окно и т. д.)
Ход игры: взрослый предлагает ребенку разделить все картинки на три группы. В первую группу положить картинки, про которую можно сказать «он», во вторую группу положить картинки, про которую можно сказать «она», в третью группу положить картинки, про которые можно сказать «оно».
Игра «Один – три – пять»
Цель: учить детей правильно согласовывать количественные числительные с существительными
Оборудование: предметные картинки с изображением одного, трех и пяти одинаковых предметов. Например: одна ручка, три ручки, пять ручек и т. д.
Ход игры: взрослый показывает картинку, на которой изображен один предмет и говорит: «У меня одна ручка». Ему отвечает ребенок: «А у меня три ручки и пять ручек».
Игра «Вчера – сегодня – завтра»
Цель: учить детей понимать и правильно употреблять наречия времени. Оборудование: мяч.
Ход игры: взрослый говорит короткую фразу: «Мы лепили…» и бросает ребенку мяч. Ребенок бросает мяч взрослому и заканчивает предложение: «Мы лепили вчера». Взрослый: «Мы будем петь…», ребенок: «Мы будем петь завтра». Взрослый говорит: «Я читаю сказку…», ребенок: «Я читаю сказку сегодня» и т. д.
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач.)
Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний - ш. (Карандаш, камыш.)
Какое получится слово, если к но- прибавить один звук? (Нож, нос.)
Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м. (Мама моет Машу мочалкой.)
Придумай собаке кличку, чтобы второй звук был у, а последний - к. (Шустрик, Кузнечик.)
Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, Буратино, луковица.)