Оксана Недавняя
Консультация и мастер-класс для педагогов и музыкальных руководителей ДОУ «Игра как средство музыкального воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство музыкального воспитания и развития детей
- Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня я бы хотела привлечь ваше внимание к сборникам «Музыка в детском саду» составители Н. А, Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. Это серия сборников, которые является пособием к программе по музыке, утвержденной Министерством Просвещения СССР, изданной в 1984 году. В данные сборники помещен репертуар, предназначенный для работы с детьми разных возрастов, охватывающий все виды музыкальной деятельности : слушание музыки; пение; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах. Остановимся на одном из них.
Публикация «Консультация и мастер-класс для педагогов и музыкальных руководителей ДОУ „Игра как средство музыкального воспитания детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
1 слайд. Музыкально-ритмические движения
Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865— 1950).
Особая ценность и жизнеспособность его системы: Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей.
2 слайд. Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Н. Г. Александровой, а также ее ученикам и последователям - Е. В. Коноровой, II.П. Збруевой, В. И. Гринер, Н. Е. Кизевальтер, М. А. Румер.
Научные исследования в области дошкольного музыкально-ритмического воспитания проводили А. В. Кенеман, Н. А. Ветлугина и их ученики - А. Н. Зимина, М. Л. Палавандашвили. В практической разработке содержания и методики работы с дошкольниками по разделу музыкально-ритмического воспитания участвовали Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, С. Д. Руднева, Л. С. Генералова, Е. Н. Соковнина, В. В. Цивкина, Е. П. Иова, И. В. Лифиц, Т. П. Ломова и др.
Вопросы обучения детей муз-ритмическим движениям рассматривали физиологи: В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов; психологи: К. В. Тарасова, Б. М. Теплов и др.
Б. М. Теплов пишет, что центром занятий по ритмике должна быть музыка : «Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает».
Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению— второстепенная.
3 слайд. Задачи ритмики:
- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
- развивать основы музыкальной культуры;
- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
- учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец, виды ритмики (игра, пляска, упражнение);
- формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
- развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску.
4 слайд. К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.
Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры.
5 слайд. Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь.
Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр представляет собой активное слушание музыки, требующее непосредственной реакции, обостренное музыкальное восприятие, связанное с переживанием, различением и узнаванием музыкального образа. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает определение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения. Интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка.
Игры помогут достичь того, что образовательный процесс станет более ярким и эмоционально обогащенным.
Существует множество музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развивается образное мышление: то они представляют маленького зайчика, услышав задорную мелодию, то выходит голодный волк, и музыка подаёт детям сигнал о том, что пора «бежать в укрытие». Таким образом, музыкальный слух улучшается, дети более сосредоточенно вслушиваются в изменения музыки, и если у них есть стимул выиграть, тогда музыкальные игры им приносят массу положительных, необходимых каждому ребенку, эмоций.
Чтобы музыкальная игра доставляла каждому ребенку радость, он должен быть хорошо ознакомлен с правилами, понимать значение игры и иметь доброжелательные отношения с другими участниками данной игры. Если дети пребывают в хорошем расположении духа, если они с нетерпением и интересом ждут, какое же музыкальное развлечение их сегодня ожидает, то вам остается совсем немного – выучить с малышами правила и подарить им несколько минут веселья. Если же педагог пребывает в плохом настроении, лучше отложить изучение музыкальных игр до другого раза, чтобы ваше плохое настроение не передавалось детям.
Если вы будете использовать муз. игры на каждом занятии, дети станут более послушными – ведь желание поучаствовать в новой, увлекательной игре, будет лучшим стимулом, удерживающим их от чрезмерных шалостей. Можно давать задание воспитателям или родителям, чтобы они выучили заранее с малышами слова музыкальных игр, если необходимо знать наизусть большой куплет песни или несколько куплетов. Прежде, чем проводить игры с пением, нужно заранее выучить песню, под которую будет проводиться игра. Следует учесть, что пение, одновременное с движением, может отрицательно отразиться на качестве исполнения песни, так как затруднит дыхание и отвлечет детей от слухового контроля за чистотой интонирования. Поэтому игры даются или с медленными движениями, или используются такие, в которых пение и движение чередуются. Движение, органически связанное с музыкой, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развивает музыкальный слух, память, ритм и совершенствует основные движения.
В музыкальной игре ребё нок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Понимание музыкально – игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
6 слайд. В соответствии с вышесказанным музыкальная игра имеет следующие задачи:
Коррекционные:
развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств : интонации, мимики, жестов, движения;
Оздоровительные:
укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
развитие быстроты двигательной реакции;
Образовательные:
обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Воспитательные :
воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему;
Развивающие:
познавательная активность, устойчивый интерес к действию,
самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировка в пространстве.
7 слайд. Музыкальные игры можно разделить на две группы:
- игры с пением;
- включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, колонны и т. д.
- игры с музыкальным сопровождением.
А) сюжетные – где выступают определенные персонажи и решается задача передачи музыкально-игрового образа персонажа.
Б)несюжетные (разновидность подвижных игр, правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствие с содержанием, характером, и формой музыкального произведения.
8 слайд. Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка: ознакомление с песней или музыкальной пьесой, разучивание песни или анализ музыкального произведения, разучивание музыкально-ритмических движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.
9 слайд. Примеры музыкальных игр с пением.
Младшая группа:
«Птица и птенчики», «Цок, цок, лошадка» музыка Е. Тиличеевой.
1. Воспитатель поет, дети изображают движения. Текст - содержание, а фортепианное заключение - развитие образа.
Средняя группа :
«Ходит Ваня» обр. М. Раухвергера, «Кто у нас хороший?» муз. А. Александрова, «Веселятся все игрушки» обр. В. Витлина (хороводная). Дети стоят в кругу, подпевают воспитателю, выполняя движения по тексту.
Старший дошкольный возраст:
Игра «Ворон» (хороводная) Обр. Е. Тиличеевой
«На горе-то калина» р. н. п. обр. Ю. Чичкова
В игре воспитывается ориентировка в пространстве, умение выполнять простейшие перестроения, слышать музыкальные фразы и выполнять движения в соответствии с ними.
Все игры с пением сюжетные.
Игры под музыкальное сопровождение могут быть как сюжетные, так и без сюжета.
10 слайд. Рассмотрим некоторые примеры игр с музыкальным сопровождением, имеющие сюжет.
В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия,
Сюжетными бывают и хороводные игры с пением, например такие, как «Гуси, вы гуси» обр. С. Разоренова, «Васька-кот» обр. Г. Лобачева (хороводная, «Выходи, подружка» обр. В. Сибирского (хороводная, «Ворон» (русская народная мелодия, В этих играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют. В сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает). В средней группе повышаются требования к сходству с образом, переживанию его. В подготовительной к школе группе от детей требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к своей роли и более. высокое качество ее исполнения. У ребенка в процессе переживания своей роли формируется отношение к образу. Конечно, эмоциональная выразительность движений детей и их творческая активность неодинаковы в силу различных свойств нервной системы, но в разной степени проявляются у всех детей.
Младший возраст.
Начинаем со сказки. В большом лесу жили-были зайцы. Они были очень любопытными, все время поднимались на задние лапки и смотрели по сторонам: не идет ли волк, не крадется ли лиса.
Дети младшей или средней группы изображают зайцев, встают на носочки, учатся отрывать пятки от пола, руки держат перед грудью в виде лапок зайцев. Когда образ зайцев создан, можно переходить к созданию образа медведя. Учить детей ходить на внешней стороне стопы, сильно не переваливаться. После создания образов, можно разделить детей на две группы – мишки и зайцы. Каждая группа двигается под свою музыку, дети узнают свой лейтмотив и выполняют задание самостоятельно.
Старший дошкольный возраст:
«Мы военные» Муз. Л. Сидельникова
Группа детей делится на четыре отряда, выбирается 4 командира. Колонны выполняют задания за своими командирами по очереди в соответствии с музыкальными фразами. Командир должен слышать музыкальные фразы, чтобы правильно руководить отрядами. Отряды маршируют. Скачут галопом. С окончанием музыки бегут в разных направлениях. По сигналу командиров или воспитателя все быстро строятся в отряды. Выигрывает тот отряд, который построился первым. Игра повторяется с новыми командирами.
Несюжетные музыкальные игры с сопровождением.
Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения.
Это игры, имеющие игровые правила, задания.
Младший возраст.
«Кто хочет побегать?» обр. Л. Вишкарева, «Прятки» обр. Р. Рустамова, «Найди игрушку» муз. Р. Рустамова, «Жмурка» муз. Ф. Флотова (средняя)
Старший возраст.
Примерами могут служить игры «Будь ловким», муз. Н. Ладухина, «Ищи», музыка Т. Ломовой, «Плетень» обр. А. Лядова
Двухчастная музыка. Задать вопрос, чем отличаются эти части?
I часть. Высокий и низкий регистр. Предложить ребятам показать движениями регистры – высоко, низко (поиграть руками)
II часть. Лёгкий бег по кругу. С окончанием музыки ребята останавливаются, или присели. Можно проводить игру с ведущим.
«Найди себе пару», латвийская народная мелодия в обработке Т. Попатенко
Сначала разучить сложные элементы: поскоки, перестроения. Двухчастная форма.
I часть – перестроения под музыку.
II часть – лёгкий бег врассыпную, найти пару и встать по кругу.
Можно играть с ведущим.
«Ловушка», русские народные мелодии в обработке А. Сидельникова
Разные части в музыке сопровождаются разными заданиями: движения в хороводе, пение попевки, поскоки и хлопки, «воротики», с окончанием музыки ребята пытаются закрыть в кругу детей с платочками. Учить выразительно передавать характер музыки, быстро реагировать на смену регистра сменой движений, упражнять в поскоке и лёгком беге, укреплять дружеские взаимоотношения. «Кто скорее?» муз. Л. Шварца, «Передач флажка» муз. Т. Ломовой.
Музыкальную игру можно проводить в любой части занятия, в зависимости от смысловой нагрузки этой игры. Если это игра-приветствие, то проведём её вначале занятия.
Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучиваются сразу, без предшествующей подготовки. Музыкальные игры, игровые упражнения, выстроенные по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, помогут успешному выполнению требований программы.
Использование музыкальных игр предполагает систему игровых упражнений, назначение которых – развитие основных и танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. На этих элементах впоследствии будут построены игры, танцы, хороводы, инсценировки. Музыкально – ритмические упражнения по характеру подвижные, а по содержанию и задачам – дидактические. Они формируют у детей музыкально – ритмические навыки и помогают ребёнку выделять средства музыкальной выразительности, динамические темповые особенности музыки, регистры, ритмическую пульсацию, ритмический рисунок, отмечать форму (часть, фразы, предложения, жанр музыкальных произведений, т. е. осознанно воспринимать музыкальный язык и отражать его в движении.
А самое главное, что все вышеперечисленные игры можно включать в любые занятия в качестве динамичного и эмоционального материала, а так же использовать в качестве пятиминуток между занятиями и на прогулках.
Мастер класс с музыкальными руководителями.
1. Игра «Плетень» со словами
2. Танец-игра сидя «Передай мешочек»
3. Передай мячик
4. Упражнение «Испорченная пластинка» (исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками). Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
5. Музыкально-ритмическая композиция «Дружные пары»