Ирина Владимировна Ганичева
Консультация. «Художественное экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
«Художественное экспериментирование с нетрадиционными материалами, как эффективный способ развития познавательного интереса дошкольников»
Подготовила воспитатель МАДОУ ДС №23: Ганичева И. В.
«Чем разнообразнее и содержательнее будет деятельность ребёнка, тем полнее и ярче могут развиваться его способности» Н. С. Лейтес
Актуальность
Публикация «Консультация, „Художественное экспериментирование“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного экспериментирования – разнообразие и вариативность работы с детьми.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей не повторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Всякий раз лучше создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Обучение изобразительной деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета можно начинать с предметных изображений: сначала отрабатываем все основные элементы сюжетного рисунка, а затем – переходим к более сложным композициям. В процессе обучения обращать внимание ребят не только на изобразительные умения и навыки, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Учить детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовые сочетания в декоративном узоре.
Использование художественного экспериментирования с нетрадиционными материалами способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, а также:
• пространственной ориентировки на листе бумаги;
• глазомера и зрительного восприятия;
• внимания и усидчивости;
• изобразительных навыков и умений, наблюдательности;
• эстетического восприятия;
• эмоциональной отзывчивости;
познавательной активности в целом.
В процессе экспериментирования с различными материалами дошкольники познают свойства различных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания рисунков у детей:
• закрепляются знания эталонов формы и цвета;
• формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Для лучшего результата используйте дополнительные стимулы:
• сюрпризный момент – любой герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает детей отправиться в путешествие;
• нравственный аспект – просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• музыкальное сопровождение и т. д.
Задачи художественного экспериментирования:
- знакомить с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов;
- упражнять в преобразовании материалов в различные конструкции (складывание, сминание, формовка, соединение нескольких образов в одно целое и др.);
- содействовать освоению базовых и нетрадиционных техник рисования, аппликации, художественного конструирования и труда;
- развивать художественное восприятие, наглядно - образное мышление, творческое воображение и художественный вкус;
- формировать позицию художника - творца, побуждать самостоятельно выбирать техники изображения при создании выразительных образов; поддерживать проявления инициативности, индивидуальности, рефлексии;
- активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа;
- согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения коллективных творческих работ;
- привлекать к творческому экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний;
- воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности.
Для реализации используются следующие методы и приемы:
- упражнения и игры, способствующие освоению детьми свойств изобразительных материалов и правил использования инструментов (карандашей, красок):
- их обследование, освоение предметных действий, демонстрация возможностей («карандаш оставляет след на бумаге, с его помощью можно нарисовать солнышко, и цветок, и цыпленка»; «краска — пачкается, ею можно оставлять красивые яркие отпечатки, кляксы, набирать на кисть, раскрашивать»,
- игровое экспериментирование с материалами (мазать ладошки, набирать на кисточку краску, рассматривать отпечатки);
- применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, использование ниток, лепка из разноцветного теста с нанесением рисунка штампами или последующим раскрашиванием и др.
Условиями для свободного экспериментирования с художественными материалами являются:
- насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда;
- свободный доступ к этим материалам и возможность экспериментирования с ними;
- создание эмоционально-положительной атмосферы творческой мастерской на занятиях;
- использование детьми продуктов художественного творчества при подготовке атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах;
- интерес родителей к процессу и результатам художественного творчества детей и вовлечение их в этот процесс.
Художественное экспериментирование
В работе с экспериментированием с разными материалами и свойствами: традиционные – гуашь, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, картон;
не традиционные: соленое тесто, глина, жатая бумага, ткань, лоскутки, нитки, коктейльные трубочки, ватные палочки, листья, зубная щетка, бросовый и природный материал.
Новые материалы, красивые и разные, возможность выбора, помогают не допустить однообразия и скуки.
Экспериментирование с материалом проходит в виде обучения, наблюдения, опытов, дидактических игр, обыгрывания незавершенного образа.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.
Художественное экспериментирование с разнообразными материалами, инструментами и изобразительными техниками, дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности, познавательной активности успешного ребенка, уверенного в собственных силах.