Папки-передвижки

Консультация «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»

Ольга Шишленко
Консультация «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Общеизвестным фактом является то, что в период дошкольного возраста формируется личность ребенка. В шестилетнем возрасте у детей проявляется интерес в изучении окружающего мира и возникает потребность в подражании поступкам окружающих.

Изучение литературных текстов развивает ребенка нравственно и умственно, обогащает его словарный запас. Через представленные в произведениях образы, ребенок лучше узнает окружающий его мир, природу и взаимоотношения между людьми, развивает свою фантазию.

Публикация «Консультация „Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника“» размещена в разделах

В процессе прочтения книги у дошкольников привлекает внимание личность героя, его внутренний мир. Малыши учатся сопереживать персонажам произведений, четко выделяют хороших и плохих героев. Воспитатель выполняет функцию проводника малыша в мир литературы, формирует базу, на которой будет строиться все его дальнейшее знакомство с великим литературным достоянием.

Художественный текст может помочь дошкольникам в восприятии красоты родного языка. Непосредственно он влияет на эстетическое понимание окружающей их действительности.

Для того, чтобы дошкольники восприняли то или иное литературное сочинение, их необходимо к этому подготовить. Для этого, во время прочтения, воспитатель должен заинтересовать юных слушателей, направляя их внимание не только на содержание художественного произведения, но и на то, какие экспрессивные приемы использует в нем автор. Потребность детей-дошкольников к чтению будет прививаться только в том случае, если литература, которую предлагает для прочтения воспитатель, будет подходить их возрасту, увлечениям и душевным переживаниям.

Первое знакомство малыша с книгой, непременно должно состояться в кругу семьи. В наше время существует множество книг со звуковыми и световыми эффектами, привлекающими внимание малыша. Большой популярностью пользуются книжки с плотными страницами, которые малыш может пролистывать самостоятельно. Как правило, такие книги красочно иллюстрированы. Результатом регулярных занятий с ребенком становится то, что уже к трем годам он по рисункам определяет название предметов, животных, людей и т. д.

Мы можем выделить следующие основные методы формирования и развития художественного вкуса у детей дошкольного возраста, которыми могут воспользоваться воспитатели и родители.

1. Выразительное чтение вслух. Вызывает у ребенка интерес, способствует развитию воображения и побуждает к эмоциональному отклику на прочитанное. Кроме того, ребенок приучается быть внимательным во время прослушивания текста. Чтобы удержать внимание детей, воспитателю важно при чтении вслух громко и четко произносить текст, соблюдать паузы. При выборе текста для прочтения, лучше обращать внимание на небольшие по содержанию произведения с понятными для ребенка данного возраста персонажами. Например, такие, как русские народные сказки: «Баба Яга», «Снегурочка», «Царевна-Лягушка», «Зимовье зверей».

2. Использование иллюстраций. Это способствует повышению внимания ребят к прочитанному, а также развитию его речи, творческого воображения. При этом надо выбирать те иллюстрированные книги, где люди, животные и предметный мир изображены максимально реалистично. Еще больший эффект достигается в том случае, когда дети сами изображают понравившихся им персонажей. Так, после чтения вслух произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», дошкольники с интересом рисуют чумазого мальчишку, который в страхе убегает от мочалки.

3. Использование художественной лепки. После прочтения того или иного художественного произведения можно совместно с детьми слепить из пластилина главных персонажей. Это будет способствовать развитию мелкой моторики ребенка.

4. Кукольные драматизации. Серьезное внимание необходимо уделить кукольным постановкам, где с помощью воспитателей и с участием родителей, дети смогут проявить себя не только, как внимательные слушатели, но и стать полноправными участниками действия. Это позволит ярче представить героев и внимательнее запомнить ход развития сюжета.

Особняком стоит проблема чтения книг детям в кругу семьи. Воспитателю необходимо попытаться донести до родителей необходимость и важность семейного чтения, когда родители и другие члены семьи вовлечены в процесс, комментируют прочитанное, и отвечают на вопросы малыша. Необходимо рассказать о пагубном воздействии бесконечного просмотра ребенком телевизора и компьютерных игр на здоровье ребенка. Этим родители заменяют живое общение в кругу семьи, что отрицательно влияет на эмоциональное сближение малыша и родителей.

На основании вышеизложенного, мы можем утверждать, что знакомство детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы играет огромную роль в их духовном воспитании. При помощи литературы взрослые увеличивают круг увлечений ребенка, открывают ему мир окружающей среды, прививают любовь к культуре, развивают его сознание и воображение, обогащают эмоционально.

Публикации по теме:

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Народное искусство для всестороннего развития дошкольникаНародное искусство для всестороннего развития дошкольника Современное время – это время социальных перемен. Меняются приоритеты, жизненные позиции, человеческие взаимоотношения… Трудно сейчас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Опубликовано: 1 февраля 2022 в 15:11
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шишленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД