Ольга Шишленко
Консультация «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестным фактом является то, что в период дошкольного возраста формируется личность ребенка. В шестилетнем возрасте у детей проявляется интерес в изучении окружающего мира и возникает потребность в подражании поступкам окружающих.
Изучение литературных текстов развивает ребенка нравственно и умственно, обогащает его словарный запас. Через представленные в произведениях образы, ребенок лучше узнает окружающий его мир, природу и взаимоотношения между людьми, развивает свою фантазию.
Публикация «Консультация „Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
В процессе прочтения книги у дошкольников привлекает внимание личность героя, его внутренний мир. Малыши учатся сопереживать персонажам произведений, четко выделяют хороших и плохих героев. Воспитатель выполняет функцию проводника малыша в мир литературы, формирует базу, на которой будет строиться все его дальнейшее знакомство с великим литературным достоянием.
Художественный текст может помочь дошкольникам в восприятии красоты родного языка. Непосредственно он влияет на эстетическое понимание окружающей их действительности.
Для того, чтобы дошкольники восприняли то или иное литературное сочинение, их необходимо к этому подготовить. Для этого, во время прочтения, воспитатель должен заинтересовать юных слушателей, направляя их внимание не только на содержание художественного произведения, но и на то, какие экспрессивные приемы использует в нем автор. Потребность детей-дошкольников к чтению будет прививаться только в том случае, если литература, которую предлагает для прочтения воспитатель, будет подходить их возрасту, увлечениям и душевным переживаниям.
Первое знакомство малыша с книгой, непременно должно состояться в кругу семьи. В наше время существует множество книг со звуковыми и световыми эффектами, привлекающими внимание малыша. Большой популярностью пользуются книжки с плотными страницами, которые малыш может пролистывать самостоятельно. Как правило, такие книги красочно иллюстрированы. Результатом регулярных занятий с ребенком становится то, что уже к трем годам он по рисункам определяет название предметов, животных, людей и т. д.
Мы можем выделить следующие основные методы формирования и развития художественного вкуса у детей дошкольного возраста, которыми могут воспользоваться воспитатели и родители.
1. Выразительное чтение вслух. Вызывает у ребенка интерес, способствует развитию воображения и побуждает к эмоциональному отклику на прочитанное. Кроме того, ребенок приучается быть внимательным во время прослушивания текста. Чтобы удержать внимание детей, воспитателю важно при чтении вслух громко и четко произносить текст, соблюдать паузы. При выборе текста для прочтения, лучше обращать внимание на небольшие по содержанию произведения с понятными для ребенка данного возраста персонажами. Например, такие, как русские народные сказки: «Баба Яга», «Снегурочка», «Царевна-Лягушка», «Зимовье зверей».
2. Использование иллюстраций. Это способствует повышению внимания ребят к прочитанному, а также развитию его речи, творческого воображения. При этом надо выбирать те иллюстрированные книги, где люди, животные и предметный мир изображены максимально реалистично. Еще больший эффект достигается в том случае, когда дети сами изображают понравившихся им персонажей. Так, после чтения вслух произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр», дошкольники с интересом рисуют чумазого мальчишку, который в страхе убегает от мочалки.
3. Использование художественной лепки. После прочтения того или иного художественного произведения можно совместно с детьми слепить из пластилина главных персонажей. Это будет способствовать развитию мелкой моторики ребенка.
4. Кукольные драматизации. Серьезное внимание необходимо уделить кукольным постановкам, где с помощью воспитателей и с участием родителей, дети смогут проявить себя не только, как внимательные слушатели, но и стать полноправными участниками действия. Это позволит ярче представить героев и внимательнее запомнить ход развития сюжета.
Особняком стоит проблема чтения книг детям в кругу семьи. Воспитателю необходимо попытаться донести до родителей необходимость и важность семейного чтения, когда родители и другие члены семьи вовлечены в процесс, комментируют прочитанное, и отвечают на вопросы малыша. Необходимо рассказать о пагубном воздействии бесконечного просмотра ребенком телевизора и компьютерных игр на здоровье ребенка. Этим родители заменяют живое общение в кругу семьи, что отрицательно влияет на эмоциональное сближение малыша и родителей.
На основании вышеизложенного, мы можем утверждать, что знакомство детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы играет огромную роль в их духовном воспитании. При помощи литературы взрослые увеличивают круг увлечений ребенка, открывают ему мир окружающей среды, прививают любовь к культуре, развивают его сознание и воображение, обогащают эмоционально.