Миронова Анастасия
Консультация «Формирование у детей представлений о труде взрослых в рамках образовательных программ дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Публикация «Консультация „Формирование у детей представлений о труде взрослых в рамках образовательных программ дошкольного образования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Трудовое воспитание. Консультации
- Темочки
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение - удовлетворять ту или иную потребность.
Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т. п.).
Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.
Социализация ребенка - дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Одна из основных задач дошкольного образования - формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям.
Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три подпериода: младший дошкольный возраст (3-4 года, вторая младшая группа детского сада); среднийдошкольный возраст (4-5 лет, средняя группа детского сада); старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная группы детского сада).
Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщённые задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года). Задачи работы:
-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Задачи работы:
-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение
потребностей человека и общества;
-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
-формировать первичные представления о мотивах труда людей;
-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Задачи работы:
-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей,
композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
В детском саду используются разные средства и формы работы по формированию у детей представлений о труде взрослых, обеспечивающие вырабатыванию обобщенных, системных знаний: наблюдения за трудом взрослых, в детском саду, экскурсии и целевые прогулки к разным объектам,рассматривание картин, чтение книг о труде, просмотр диафильмов. С целью закрепления и уточнения знаний кроме повторного проведения выше названных занятий, организуются дидактические игры, сюжетно-ролевые, занятия рисованием. Систематизация, обобщение знаний осуществляется в процессе бесед с детьми о труде.
С помощью художественных средств: художественная литература, музыка, изобразительное искусство у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
Так в процессе наблюдений за трудом взрослых под умелым руководством воспитателя дети постепенно осознают значение труда и его общественную направленность, личные качества людей и их отношение к делу, получают представления о коллективном характере трудового процесса, усваивают моральные нормы: трудиться надо добросовестно, доводить дело до конца, в труде надо помогать товарищам.
Игры дают ребенку практически все в его психическом, умственном и физическом развитии. В играх отражается разнообразный труд людей, благодаря чему осуществляется первостепенная задача трудового воспитания : углубляется интерес к разным видам труда, воспитываются симпатии и положительное отношение к трудящемуся человеку, понимание смысла его труда, желание трудиться.
Содержания представлений о труде взрослых в программах воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Работа по ознакомлению с трудом взрослых по «Программе воспитания и обучения в детском саду» планируется и реализуется на занятиях по ознакомлению с общественной жизнью.
В программу «Я – Человек» включен раздел «Человек – творец». Среди других подразделов в него входят: «Предметы рукотворного мира», «Человек создает технику», «Материалы, созданные человеком». Смысл всех разделов
- познакомить с творческой, изобретательской деятельностью человека, поддержать и развивать интерес к деятельности взрослых, вызвать желание в собственной, доступной возрасту деятельности подражать взрослому. И в качестве отдельной задачи – способствовать зарождению морально ценного идеала личности. Авторы программы хотят, чтобы таким идеалом для ребенка стал образ педагога, взрослого человека, умеющего творчески, увлеченно трудиться и для себя, и на благо других людей.
Программа «Родник» - программа социокультурного развития детейдошкольного и младшего школьного возраста. Одна из ее задач: формирование устойчивых, обобщенных знаний, схематизированных, эмоционально окрашенных представлений о жизни людей, их деятельности, взаимоотношений с природой.
Для реализации этой задачи программа содержит разделы : «Человек и родственные связи», «Человек и его жилище», «Природа – источник вдохновения человека», «Взаимоотношения человека и природы», «Человек и мир животных», «Человек и мир растений», «Человек и мир минералов», «Человек и стихии природы», «Космос и человек».
Центральным ядром программы «Детский сад – дом радости», как системы, является нравственно-трудовое воспитание маленького ребенка, что способствует формированию ценностных ориентаций детской личности.
Таким образом, формирование у детей представлений о труде взрослых необходимо рассматривать как обязательный начальный этап в овладении более сложной системой, которая будет отражать труд как социальное явление. На основе таких знаний более легко могут быть поняты детьми те виды труда, в которых нет предметно представленного результата, но есть удовлетворение потребностей трудом (виды труда в сфере обслуживания, например – труд в пассажирском транспорте, в театре, парикмахерской, а также коллективный характер труда; роль техники; отношение к труду, как делу чести и первейшей обязанности человека.