юлия мищенко
Консультация «Формирование основ культурно-гигиенической культуры в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Формирование основ культурно-гигиенической культуры в старшем дошкольном возрасте»
Несмотря на то, что наиболее благоприятным периодом для формирования культурно-гигиенических навыков является раннее детство, дошкольный возраст имеет в этом отношении свое не приходящее значение. В период от 3 до 7 лет совершенствуются способы выполнения соответствующих действий, меняется сама структура навыков и характер их формирования.
Публикация «Консультация „Формирование основ культурно-гигиенической культуры в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
1)Освоенные культурно-гигиенические навыки постепенно переходят в привычку. Так, навык мыть руки перед едой, перерастает в потребность мыть руки. При этом выполнение действий сопровождается чувством удовольствия, окрашивается положительными эмоциями. И наоборот, если ребенку не удается выполнить действие, ставшее потребностью, то он испытывает внутренний дискомфорт: может отказаться от еды, даже если очень голоден, если не удалось помыть руки.
С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если в начале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, например требование взрослого или осознанием необходимости в его совершении, то с возникновением привычки мотивом становится сама потребность в выполнения действия. Но не надо забывать, что навыки формируются, а затем перерастают в привычку, когда выполняются каждодневно, без перерывов, постоянно, т. е. когда ребенка побуждают всегда мыть руки перед едой, всегда аккуратно складывать одежду и т. д.
2) Расширяется круг культурно-гигиенических навыков, они становятся более сложными, объединяются в систему. Увеличение элементарных навыков и привычек создает фундамент для формирования более сложных. Такие автоматизированные формы поведения сокращают время на выполнение простейших бытовых процессов и освобождают сознание для более сложной интеллектуальной деятельности, ведь теперь не надо задумываться над их выполнением.
Навыки личной гигиены соединяются с навыками поведения в общественных местах: как надо себя вести в умывальной комнате, в столовой, как надо относиться к вещам (сначала к полотенцу, расческе, мылу и другим предметам повседневного быта, а затем и к посуде, игрушкам, одежде и другим); как относиться к своему труду и труду других людей, к тому кто приготовил пищу, накрыл на стол, выстирал платье. Навыки, как и привычки, объединяются между собой, переходят в черты характера. Так, навык мыть руки перед едой, объединившись с навыком причесывания, одевания, становится привычкой быть всегда аккуратным, переносится на поддержание в частоте своей одежды и других вещей, перерастает в привычку быть аккуратным в делах и деятельности, уважать труд других людей. И тогда за счет сформированных навыков расширяется круг самостоятельности и активности ребенка. Малыш начинает выполнят культурно-гигиенические навыки по своей инициативе.
3) Формируется осознание правил и норм стоящих за культурно-гигиеническими навыками. В дошкольном возрасте малыш усваивает первые этические нормы. Он «открывает», что за каждым культурно-гигиеническим навыком стоит определенно правило поведения продиктованное нравственными нормами поведения.
Осознание общественных норм поднимает навыки на более высокую ступень, качественно изменяя и перестраивая их. Поэтому неверным и опасным для благополучного психического развития ребенка является ситуация, когда взрослый в отношении дошкольника понижает требовательность и внимание к бытовым процессам. И тогда обучение навыкам, которое должно включать объяснение и обоснование их значимости с точки зрения нравственных норм, заменяется на деле простым контролем, часто не систематическим и формальным. Причем он касается лишь факта участия в бытовом процессе: помыл ли руки, доел ли суп, а так-же быстроты его выполнения. Качество и последовательность действий находится вне внимания взрослого.
При этом часто считается не важным следить за тем, перешел ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже у семилетних детей не редко встречается объяснение необходимости выполнять культурно-гигиенические навыки, исходя только из требования взрослого. Это может привести к потери уже почти сформированного навыка. Поэтому в дошкольном возрасте надо проводить повторное обучение навыкам на иной, чем в раннем детстве основе. Ребенку нужно помочь осознать приемы и условия выполнения культурно-гигиенических навыков, а также их необходимость, опираясь на расширение и усложнение его практического опыта. А для этого необходимо специально организованная деятельность малыша под руководством взрослого.
Дети четырех-пяти лет по-прежнему осознают необходимость выполнения культурно-гигиенических навыков, исходя из их значения для самого себя, но уже не только в конкретной ситуации, а в перспективе, в будущем:» надо спать, чтобы крепче быть. Надо умываться, чтобы большими вырасти». В этом возрасте малыш уже четко осознает последовательность основных операций, составляющих бытовой процесс, предметы и вещества необходимые для него : «Включаю кран. Беру мыло. Руки мою мылом. Смываю водичкой».
Дети пяти-семи лет понимают важность выполнения культурно-гигиенических требований, исходя из их гигиенической необходимости и социальной значимости. Например:» Руки надо мыть, чтобы микробы не заводились, чтобы не заразить никого». Главная задача формирования культурно-гигиенических навыков у детей четырех-пяти лет направленна на осознание правил поведения в ходе бытовых процессов. Пяти-семилетний ребенок хорошо понимает нравственную норму, формулирует ее. Для него норма выступает как регулятор взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Т. е. ребенок осознает себя членом общества. Старший дошкольник может отнести правило не только к себе, но и к другому: нельзя проливать суп и пачкать скатерть, нельзя баловаться за едой, чтобы не толкнуть соседа и мешать ему. Т. е. малыш начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим. Ребенок начинает понимать, что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но и другому человеку.
В психическом развитие дошкольника поведение и осознание стоящих за ним норм складываются не одновременно. С начало осваиваются культурно-гигиенические навыки, а несколько позднее ребенок усваивает правила лежащие за ними их необходимость. С возрастом требования со стороны взрослого усложнятся переходя от конкретных обобщенным: не просто аккуратно есть, правильно вести себя за столом, а быть аккуратным, вежливым. Таким образом общественные правила и нравственные нормы начинают определять, регулировать поведение ребенка в обществе.
В пять-семь лет значительно возрастает произвольность поведение, ответственность за свои поступки, добросовестность. Ребенок уже может сознательно управлять своими действиями, желаниями, чувствами, его самосознание поднимается на качественно новый уровень. Поэтому детям этого возраста уже можно доверить самостоятельное выполнение бытовых процессов, но только в том случае, если они сознают последовательность и условия их выполнения, их необходимость и значимость: знают, когда надо мыть руки и зачем это надо делать, какие правила при этом соблюдаются. Итак главная задача формирования культурно- гигиенических навыков в пяти-семилетнем возрасте состоит в осознании нравственных норм, лежащих в их основе.
Взаимосвязано с формирование культурно-гигиенических навыков, осознанием правил и норм, их определяющих складываются и развиваются нравственные чувства. Младшие дети стремятся правильно выполнить действия, чтобы заслужить похвалу, одобрение. И только потом, когда дети подрастая начинают осознавать, что за каждыми действиями стоит правило, усвоят нравственную норму, соотнесут её с действиями, они начинают испытывать удовольствие от того, что поступают в соответствии с нравственной нормой. Теперь они радуются не тому, что вымыли руки, а тому, что они аккуратные: “Я хороший, поэтому что все делают правильно!” С обобщением правил, отрывом их от конкретной ситуации обобщаются и отрываются от конкретной наглядной ситуации и переживаемые нравственные чувства.