Нина Дорофиевская
Консультация «Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста средствами русской народной игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста средствами русской народной игры".
[/b]
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игра формирует высокую нравственность. Воспитательное значение русских народных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов.
Публикация «Консультация „Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста средствами русской народной игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Как и другие игры, народная игра имеет множество функций: социокультурную, развивающую, развлекающую, диагностическую, корректирующую, коммуникативную и др. Одновременно, народная игра обладает мощным ресурсом воспитания патриотизма, толерантности, духовности. В любой игре ребенок учится соотносить свое поведение с правилами игры, приобретает опыт общения с партнерами по игре, независимо от их социального статуса и возраста.
Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Преодоление трудностей П. Ф. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывал с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил.
Каждая народная игра представляет собой творческий процесс. Некоторые игры основаны на коллективном творчестве, другие – на реализации творческой индивидуальности. Некоторые игры перешли к детям из веселых взрослых игр и, будучи переосмысленными, прочно укоренились в детском игровом творчестве. Например, старая игра «Захарка» у взрослых имела цель «раздевать» игроков. Дети заинтересованы в процессе «одевания» ведущей игры – Захарка. Во многих играх есть водящий. Чтобы выбрать его, рассчитываются. Все участники игры стоят по кругу, в ряд или садятся на скамейку, и по очереди трогают каждую руку, произносят слоги в соответствии с слогами (словами). К кому последний слог (слово) падает тот и водящий.
Многие игры, имеющие игровые припевы, требовали от играющих вокальных навыков, а игровые хороводы – и актерские способности. Народная игра в традиционной народной культуре являла собой обрядовое действо, участвуя в которой человек, соблюдающий законы природы, сохранил свое физическое, духовное и энергетическое здоровье. Большое значение имеют форма игры (круг, стена к стене и т. д., атрибутика (колокольчики, палки, носовые платки и т. д., а также значимые элементы игры (прыжки, бег, круговое движение и т. д.).
При организации и выборе игр учитываются следующие факторы: возраст детей, играющих; место игр; количество участников в игре; инвентарь для игр; знание правил игры; выбор водящего.
Практически каждая народная игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью счета. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Привычка пересчитывать идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы выяснить, удачно или неудачно завершится задуманное. Это имело чрезвычайное значение, поскольку считалось, что есть цифры, счастливые и несчастные. Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети. В конце концов, многие детские игры имитируют уроки взрослых – охоту на животных, ловлю птиц, заботу о посеве и т. д. В русских народных считалках особое место занимает уважительное отношение к работе, восхищение трудом рук человеческих и особенностями русского характера. Благодаря этому они являются самым богатым источником познавательного и нравственного развития детей.
Главная особенность старших дошкольников заключается в том, что сами дети стараются соблюдать все правила и следить за тем, чтобы за этими правилами следовали другие дети. Если дети обнаруживают, что кто-то не соблюдает правила, тогда может начаться конфликт, и, возможно, потребуется вовлечение воспитателя для разрешения этого конфликта. Также можно отметить, что дети старшего дошкольного возраста могут видеть в воспитателе партнера в игре, а в случае недобора человек в той или другой команде, могут пригласить воспитателя поучаствовать в игре. В конце игры дети суммируют результаты самостоятельно или с помощью воспитателя. Для победителей могут быть подготовлены призы или различные виды привилегий, которые сами дети могут придумать.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Очень большое значение в воспитании нравственных качеств имеют русские народные хороводные игры. Это – игры, включающие в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу, например: «Мак маковистый», «Дударь-дударь», «У дядюшки Трифона», «И шел козел дорогою…», «Просо сеяли» и др. С помощью этих игр дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, как девочек, так и мальчиков, получают представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, терпимости и совестливости. Народные хороводные игры имеют еще одно, преимущество – они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин-матерей.
Неоценимым национальным богатством и средством развития интереса младших школьников к народным традициям являются календарные народные игры, в которых принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое участие их от возраста к возрасту.
В этих играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Во время проведения в детском саду обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря дошкольники играют в разные игры, например на Масленицу: «Гори, гори ясно», «Летят - не летят», «Пирог», «Крута гора», «Салки», а на Вербной неделе «Верба - вербочка», «Дед», «Мосток» и т. п. Данная категория игр помогает естественно приобщить детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры показывает, что ориентация в игре на сверстника, интерес и внимание к нему, стремление понять его особенности имеют важное значение в формировании у ребенка нравственных чувств. Русские народные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре нормы нравственного поведения, гуманные чувства, зародившиеся и проявившиеся в ходе игры, применялись и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях.
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного искусства, средство нравственного развития, но и огромный потенциал для физического развития ребенка. Игры развивают ловкость, скорость движений, силу, точность. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
Особое внимание следует уделять установлению тесных контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной двигательной деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры показывает, что ориентация в игре на сверстника, интерес и внимание к нему, стремление понять его особенности имеют важное значение в формировании у ребенка нравственных чувств. Русские народные подвижные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре нормы нравственного поведения, гуманные чувства, зародившиеся и проявившиеся в ходе игры, применялись и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях