Нина Дорофиевская
Консультация «Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста средствами русской народной игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста средствами русской народной игры".
[/b]
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игра формирует высокую нравственность. Воспитательное значение русских народных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные игры. Консультации для педагогов
- Фольклор. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Как и другие игры, народная игра имеет множество функций: социокультурную, развивающую, развлекающую, диагностическую, корректирующую, коммуникативную и др. Одновременно, народная игра обладает мощным ресурсом воспитания патриотизма, толерантности, духовности. В любой игре ребенок учится соотносить свое поведение с правилами игры, приобретает опыт общения с партнерами по игре, независимо от их социального статуса и возраста.
Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у него правильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит ребенка преодолевать трудности. Преодоление трудностей П. Ф. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывал с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил.
Каждая народная игра представляет собой творческий процесс. Некоторые игры основаны на коллективном творчестве, другие – на реализации творческой индивидуальности. Некоторые игры перешли к детям из веселых взрослых игр и, будучи переосмысленными, прочно укоренились в детском игровом творчестве. Например, старая игра «Захарка» у взрослых имела цель «раздевать» игроков. Дети заинтересованы в процессе «одевания» ведущей игры – Захарка. Во многих играх есть водящий. Чтобы выбрать его, рассчитываются. Все участники игры стоят по кругу, в ряд или садятся на скамейку, и по очереди трогают каждую руку, произносят слоги в соответствии с слогами (словами). К кому последний слог (слово) падает тот и водящий.
Многие игры, имеющие игровые припевы, требовали от играющих вокальных навыков, а игровые хороводы – и актерские способности. Народная игра в традиционной народной культуре являла собой обрядовое действо, участвуя в которой человек, соблюдающий законы природы, сохранил свое физическое, духовное и энергетическое здоровье. Большое значение имеют форма игры (круг, стена к стене и т. д., атрибутика (колокольчики, палки, носовые платки и т. д., а также значимые элементы игры (прыжки, бег, круговое движение и т. д.).
При организации и выборе игр учитываются следующие факторы: возраст детей, играющих; место игр; количество участников в игре; инвентарь для игр; знание правил игры; выбор водящего.
Практически каждая народная игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью счета. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Привычка пересчитывать идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы выяснить, удачно или неудачно завершится задуманное. Это имело чрезвычайное значение, поскольку считалось, что есть цифры, счастливые и несчастные. Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети. В конце концов, многие детские игры имитируют уроки взрослых – охоту на животных, ловлю птиц, заботу о посеве и т. д. В русских народных считалках особое место занимает уважительное отношение к работе, восхищение трудом рук человеческих и особенностями русского характера. Благодаря этому они являются самым богатым источником познавательного и нравственного развития детей.
Главная особенность старших дошкольников заключается в том, что сами дети стараются соблюдать все правила и следить за тем, чтобы за этими правилами следовали другие дети. Если дети обнаруживают, что кто-то не соблюдает правила, тогда может начаться конфликт, и, возможно, потребуется вовлечение воспитателя для разрешения этого конфликта. Также можно отметить, что дети старшего дошкольного возраста могут видеть в воспитателе партнера в игре, а в случае недобора человек в той или другой команде, могут пригласить воспитателя поучаствовать в игре. В конце игры дети суммируют результаты самостоятельно или с помощью воспитателя. Для победителей могут быть подготовлены призы или различные виды привилегий, которые сами дети могут придумать.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Очень большое значение в воспитании нравственных качеств имеют русские народные хороводные игры. Это – игры, включающие в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу, например: «Мак маковистый», «Дударь-дударь», «У дядюшки Трифона», «И шел козел дорогою…», «Просо сеяли» и др. С помощью этих игр дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, как девочек, так и мальчиков, получают представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, терпимости и совестливости. Народные хороводные игры имеют еще одно, преимущество – они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек – женщин-матерей.
Неоценимым национальным богатством и средством развития интереса младших школьников к народным традициям являются календарные народные игры, в которых принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое участие их от возраста к возрасту.
В этих играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Во время проведения в детском саду обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря дошкольники играют в разные игры, например на Масленицу: «Гори, гори ясно», «Летят - не летят», «Пирог», «Крута гора», «Салки», а на Вербной неделе «Верба - вербочка», «Дед», «Мосток» и т. п. Данная категория игр помогает естественно приобщить детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры показывает, что ориентация в игре на сверстника, интерес и внимание к нему, стремление понять его особенности имеют важное значение в формировании у ребенка нравственных чувств. Русские народные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре нормы нравственного поведения, гуманные чувства, зародившиеся и проявившиеся в ходе игры, применялись и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях.
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного искусства, средство нравственного развития, но и огромный потенциал для физического развития ребенка. Игры развивают ловкость, скорость движений, силу, точность. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
Особое внимание следует уделять установлению тесных контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной двигательной деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Опыт работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры показывает, что ориентация в игре на сверстника, интерес и внимание к нему, стремление понять его особенности имеют важное значение в формировании у ребенка нравственных чувств. Русские народные подвижные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре нормы нравственного поведения, гуманные чувства, зародившиеся и проявившиеся в ходе игры, применялись и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях