Хачатурова Ирина Владимировна
Консультация «Формирование математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Математика – наука
Хороша и всем нужна.
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Публикация «Консультация „Формирование математических представлений“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Работа детского сада над формированием математических представлений является одним из средств умственного воспитания ребенка и подготовке к школе. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста.
Работа воспитателем в детском саду на протяжении 3 лет, я большое значение в работе уделяю развивающим играм, которые имеют важную роль в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Последний год обучения в детском саду имеет особую значимость:
- систематизируются знания детей, приобретённые ими в предыдущих группах;
- дети готовятся к поступлению в школу.
Существует связь между программой подготовительной к школе группы и программой первого класса.
Программные задачи подготовительной к школе группы перекликаются с некоторыми программными задачами первого класса:
Принцип образования натурального ряда чисел.
Усвоение порядкового и количественного значения чисел.
Усвоение элементарных вычислительных приёмов.
Логический анализ текста задач и количественных отношений.
Умение найти необходимое арифметическое действие для решения задач.
Самостоятельное составление задач по числовому примеру.
Измерение различных величин в связи с изучением протяжённости, пространственных и временных отношений и др.
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, важнейшую роль. Совместная работа детского сада с семьей- важное условие правильного математического развития детей. В своей работе мы прилагаем все усилия к тому, чтобы знания и умения полученные детьми в детском саду родители и дети закрепляли дома.
Родители должны знать, что на занятиях дети будут не только готовиться к счётной деятельности, но и знакомиться с геометрическими фигурами, с понятиями «величина», «измерение», будут учиться ориентироваться во времени и пространстве.
Указываем родителям на необходимость больше времени и внимания уделять развитию мелкой моторики рук. Для этого необходимо поощрять детей выполнять различные действия пальцами: застёгивание и расстёгивание пуговиц и «молний», шнуровка, нанизывание бус на верёвочку, перебирание различных мелких предметов, раскладывание их в определённом порядке. Рекомендуем развивать наблюдательность у ребёнка. Ситуаций, в которых родителям предоставляется возможность сообщить новые и выявить уровень имеющихся математических знаний и умений, много. По дороге из детского сада обращать внимание на то, какие изменения произошли в природе, сравнить по величине предметы (по высоте, ширине, длине и т. д.) Гуляя по дорожкам, взрослый говорит об их длине и ширине: широкой дорожкой удобно идти рядом и при этом не мешать встречным людям, а узкой — лучше идти один за другим, по одному. Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. В магазине окна и двери широкие, а в жилом доме — уже.
Ребёнок может не только пересчитывать предметы, но и сопоставлять их количество. Это очень удобно делать, накрывая на стол. Предложить ребенку пересчитать, сколько человек сядет за стол, сколько нужно поставить тарелок, чашек, положить вилок, предложить ребенку сделать это самостоятельно.
Во время приготовления обеда, можно заняться измерением: спросить ребенка, где больше воды: в кастрюле или чайнике, чашке или стакане и т. д.
Рекомендуем родителям использовать настольные игры, которые являются хорошим помощником в овладении счё том: лото, домино с точками, игры с кубиком. Играя с родителями, дети, таким образом, усваивают счет.
Каждый день родители могут найти разные возможности для развития у детей ориентировки во времени и пространстве. Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в». Обратите внимание детей на часы, особенно на те, что установлены в электроприборах: в телевизоре, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребёнка на то, сколько минут он одевается, убирает постель, спросите: что можно сделать за 3 или 5 минут. Для этого и не нужно много времени, главное в том, чтобы родители понимали значение таких занятий, в этом должны помочь воспитатели, педагоги. Для закрепления временных понятий рекомендуем родителям обращать внимание детей на действия, которые происходят в определённые отрезки времени, спрашивая у детей «Когда мы будем завтракать, обедать, ужинать?», когда происходят те или иные события, активно используя слова: вчера, сегодня, завтра.
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо указать родителям на важность развития мелкой моторики у детей, дать рекомендации по проведению пальчиковых игр и упражнений, выполнению штриховки, обведения по контуру, печатания цифр и узоров по клеточкам.
Ребенок, который стоит на пороге школы, обязательно должен владеть элементарными математическими знаниями и навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем будут его «помощниками» в учебной деятельности, сознательном использовании времени, умении чередовать работу, обучение, игру, отдых. Важно, чтобы родители побуждали ребенка к самостоятельной умственной деятельности, учили его логически мыслить. А для этого совсем не обязательны специальные упражнения. Можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним. Ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющийся у него опыт и знания.