Вера Насонова
Консультация для воспитателя на тему «Формирование культуры безопасности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих актуально и по сегодняшний день. Одной из задач детского сада является создание безопасной среды и помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях, на природе. В силу возрастных особенностей ребенок еще не может обеспечить собственную безопасность, но уже способен освоить необходимые знания,навыки безопасного поведения. Если рассматривать анатомо-физиологические особенности детей, то можно сделать следующие выводы. В 6 лет у них появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, так как из-за маленького роста у детей в этом возрасте небольшой угол обзора. До 8 лет дети тяжело распознают источник и направление звука, а также не совсем способны перевести взгляд с близких предметов на дальние и наоборот.
Публикация «Консультация для воспитателя на тему „Формирование культуры безопасности у дошкольников“» размещена в разделах
Дети испытывают сложности в управлении поведением, больше всего это связано с невысоким уровнем самоконтроля, в результате чего их поступки больше носят эмоциональный характер. Импульсивное поведение, повышенная эмоциональность и,конечно, чрезмерное любопытство, а также отсутствие контроля со стороны взрослых, все перечисленное может послужить причиной попадания ребенка в опасные ситуации. Часто бывает, что у ребенка возникает желание выглядеть взрослее и он берет на себя новые обязанности,нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых, не выполняет данных им обещаний. Можно сказать. что дошкольники часто не обладают качествами, которые помогли бы ему оценить опасную ситуацию. Дети дошкольного возраста не могут обеспечивать собственную безопасность. Старшие дошкольники стремятся выполнять требования и правила, предъявляемые взрослыми. Поэтому очень важно, чтобы требования соответствовали возрасту ребенка. В данном возрасте закладывается способность планировать свои действия, направленные на достижение цели. Также детьми может руководить стремление быть похожим на взрослых, занять новое более «взрослое» положение в жизни, получить больше самостоятельности.
Таким образом, можно сказать, что в старшем дошкольном возрасте дети как никогда открыты, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать культуру безопасности. Дети осваивают модели поведения, при этом образцом служит наглядный пример взрослого. В ходе общения со сверстниками и взрослыми дошкольники осознают, «что такое хорошо и что такое плохо», усваивают определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. По мере расширения контактов с миром предметов и явлений дети осознают их качества, назначение, ценность, потенциальную угрозу. Путем проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.
Итогом образовательного процесса, нацеленного на формирование культуры безопасности, становятся определенные качества, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций. Это, конечно же, формирование системы знаний об источниках опасности и о средствах их предупреждения и преодоления, имеющий первичные представления о себе, о семье, ближайшем социуме, стране, о природе, так же формирование навыков и умений безопасного поведения, средствами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.