Алиева Гюльсара
Консультация для воспитателя «Использование регионального компонента в рамках реализации образовательной программы ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной части и формируемый участниками. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.
Публикация «Консультация для воспитателя „Использование регионального компонента в рамках реализации образовательной программы ДОУ“» размещена в разделах
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе. Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
- формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
- подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
- создание культурно-развивающей среды ДОУ;
- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);
6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Наша цель: формировать первоначальные представления у дошкольников об особенностях родного города.
Задачи которые стоят перед нами:
- знакомить детей с особенностями и традициями района;
- формировать представления о родном районе: истории, улицах, профессиях;
- знакомить с именами знаменитых земляков;
- формировать знания о живой и неживой природе района;
- заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
• использование программ и технологий по краеведению;
• комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
• создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
• учет специфики организации и построения педагогического процесса;
• использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:
Создание культурно-развивающей среды в ДОУ;
Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования;
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума;
Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность;
Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т. п.)
Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.
Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.
Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:
приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;
определяет свою социальную роль;
имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;
обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;
приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность.