Алла Сауткина
Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников с пожарной безопасностью»
▼ Скачать
Как часто мы слышим в последнее время страшное слово пожар. Чаще всего это связано с несоблюдением правил пожарной безопасности. Большинство пожаров вызвано детскими шалостями, так что работайте над профилактику пожаров должны проводить как родители, так и в детском саду. Чаще всего взрослые сами подвергают жизнь детей опасности, не уделяя должного внимания привитию детям навыков бережного обращения с огнем и обучению их основным правилам пожарной безопасности и правилам поведения при их появлении.
Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомим дошкольников с пожарной безопасностью“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Консультации для родителей
- Темочки
Поэтому главная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения. Знание и соблюдение правил требований пожарной безопасности только тогда становятся естественными в поведении человека, когда он привит с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности при пожаре, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предотвратить возгорание или ориентироваться в сложной ситуации на пожар.
Анализ многих случаев, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что детей отличает пассивно-оборонительная реакция: вместо того, чтобы выйти из горящего дома или обратиться за помощью, ребенок прячется в укромных от страха местах: под кроватью, в шкаф и т. д. .д. В то же время детей влечет к огню, который всегда привлекал их своей постоянной изменчивостью, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Дети не могут предсказать опасные последствия своих действий.
Как сделать так, чтобы взрослые были спокойны, а дети в безопасности? Этому будет способствовать систематическая профилактическая работа с детьми, проводимая в наиболее подходящей для них форме игры, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Возникновение пожаров и даже гибель детей – проблема, для решения которой требуются четкие, слаженные действия взрослых. Чтобы избежать неприятностей, мы, взрослые, должны предупредить ребенка о возможных последствиях. Рассказать и показать ему как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня. Огонь друг, благодаря огню жизнь человека стала лучше. Но огонь тоже может стать врагом, если с ним неправильно обращаться. Во многих случаях от нас зависит, станет ли огонь для детей другом или врагом. Это одно из правил, которое нужно запомнить детям.
Многим знакомо выражение «Правила техники безопасности написаны кровью». То же самое можно сказать и о правилах пожарной безопасности. Эти правила необходимо хорошо знать и соблюдать. Дети усваивают их, учатся оценивать свои поступки и поступки сверстников, рассуждать об этих поступках. Если же проблема все же случилась, ребенок должен знать, что существуют определенные правила поведения, которые позволяют ему сохранить себе жизнь. Если мы не будем учить этому детей, начиная с дошкольного, затем младшего школьного возраста, мы тем самым будем планировать настоящие и будущие пожары, по незнанию элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. И мы, взрослые, обязаны им в этом помочь.
Опрос детей показывает: многие из них не знают номера «01». Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье. Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую дома спички хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, газовым плитам.
Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у дошкольников прочные знания. В связи с этим работа по изучению правил пожарной безопасности в детском саду должна вестись по трем направлениям:
1. Изучение правил пожарной безопасности воспитателями и обслуживающим персоналом.
2. Профилактическая работа с детьми
3. Разъяснительная работа с родителями.
В работе с воспитателями и обслуживающим персоналом необходимо уделять внимание их теоретической подготовке по пожарной безопасности и практическим занятиям. Персонал необходимо упражнять в обнаружении очага пожара, вызове пожарной службы, эвакуации детей из горящего здания, сверке списочного состава с фактическим количеством эвакуированных детей, размещении в назначенном месте, тушении пожара с применением первичных средств пожаротушения до прибытия пожарных подразделений. Психологи и социологи пришли к выводу, что даже взрослые, привыкнув ко многим благам, которые дает огонь, забывают об его опасности. Поэтому главная цель работы с родителями – объяснить необходимость занятий с детьми по пожарной безопасности дома, а также давать родителям рекомендации для корректировки поведения детей в экстремальных ситуациях. Перед тем как начать работу с родителями, целесообразно провести анкетирование по вопросам пожарной безопасности и их соблюдений в семье. Это позволяет определить, на какие именно правила противопожарной безопасности следует обратить особое внимание в работе и с детьми, и с родителями. Взрослые могут оказывать помощь в изготовлении пожарного реквизита, подготовке наглядного материала для занятий с детьми, изготовлении дидактических игр, оформлении стендов с детскими работами.
Главная цель работы с детьми – сформировать чувство опасности огня, привить навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.
Достижение этой цели возможно лишь при знании психологических и возрастных особенностей детей, а также соответствующей методики воздействия на детскую душу. Только при соблюдении этих условий можно сформировать то, к чему призывают данные рекомендации, то есть-при умелой подачи педагогом материала по основам пожарной безопасности, при систематической работе в этом направлении, учитывающей все нюансы соответствующей возрастной группы.
Формы профилактической работы с детьми в ДОУ достаточно разнообразны. В дошкольном учреждении не рекомендуется проводить игры, а также давать практические советы, задания, связанные с использованием спичечных коробков и спичек. Недопустимо использовать спички в качестве счётного материала.
Здесь познавательный процесс тесно переплетается с элементами игры – ведущего вида деятельности дошкольников. В игре закрепляются знания о профессии пожарных, о том, что пожар – большая беда и что избежать ее можно, только выполняя правила пожарной безопасности. Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие формы работы:
- ознакомление с правилами пожарной безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений, использование музыки;
- использование альбома «Народное творчество о пожаре». В этом альбоме можно собрать пословицы, поговорки, загадки, стихи, сказки, рассказы на соответствующую тематику;
- проведение творческих игр, спортивных развлечений, праздников: «Загорелся Кошкин дом», «Ой, пожар! Горим, горим!»;
- экскурсии в пожарную часть. Ознакомление с работой пожарных и пожарной техникой;
- показ видео- и диафильмов на противопожарную тему;
- конкурсы рисунков детей «Мы знаем противопожарные правила» (совместная работа с родителями);
- продуктивная деятельность детей. Рисование, аппликации, изготовление моделей на темы пожарной безопасности;
- игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, игры-драматизации;
- моделирование ситуаций для отработки поведенческих навыков.
Дети с желанием выполняют домашние задания – ищут и учат загадки, стихи, пословицы и поговорки на противопожарную тематику. На занятиях рассказывают выученное, беседуют, слушают произведения писателей и композиторов. Рисуют, лепят, конструируют средства пожаротушения, стараясь пополнить свои знания. Можно проводить комплексную работу с детьми и родителями: совместные викторины, часы досуга, занятия, где ребята показывали бы свои знания и умения, каждый родитель получил бы благодарственное письмо, а ребенок «удостоверение» «Юный пожарный».
Взрослые всегда должны помнить: на месте сгоревшего дома можно построить новый, можно купить и новые вещи, но нельзя вернуть к жизни погибших в пламени детей. Осторожности в обращении с огнем нужно учить с первых лет жизни и постоянно. Все должны соблюдать правила пожарной безопасности, показывая положительный пример. Ведь детство, как отмечал В. А. Сухомлинский, «важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Следует лишь добавить, что привитие детям даже самых простейших правил пожарной безопасности может спасти их от страшной гибели в огне.