Светлана Чернобылова
Консультация для воспитателей «Зимняя прогулка» в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста (оздоровительных и воспитательных) важно использовать естественные силы природы.
Выполнение физических упражнений зимой на свежем воздухе усиливает их эффективность. Посильная физическая нагрузка и свежий морозный зимний воздух укрепляют здоровье детей. Поэтому очень важно рационально организовать двигательную деятельность детей зимой на прогулке.
Публикация «Консультация для воспитателей „Зимняя прогулка“ в старшей группе,» размещена в разделах
- Зима. Консультации для родителей
- Зимние прогулки. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
Предлагаемые игры должны соответствовать зимней тематике, их следует организовывать так, чтобы дети долго не стояли на месте в ожидании своей очереди. В командах, участвующих в эстафетах, должно быть не более шести детей. Лучше всего в холодные зимние дни проводить игры типа перебежек, игры-упражнения с бегом и метанием, используя при этом снег и лед:"Загони льдинку", "Перебежки со снежками", "Снежные круги","Сбей колпак","Не пропусти шайбу" и др. Во время пребывания детей на групповом участке или на физкультурной площадке проводятся спортивные упражнения: катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Катание на санках многие считают забавой, интересной только для детей младшего дошкольного возраста. Однако это спортивное упражнение способствует развитию ловкости,выносливости и находчивости у детей. Если внести в катание на санках элементы соревнования, то это упражнение станет любимым развлечением и у старших дошкольников ("Кто первый доберется к флажку?","Кто быстрее?","Ловкие и быстрые" и др.)
Дети могут спускаться на санках с горки сидя верхом (держась за веревку, лежа на животе или на спине, стоя на коленях. В конце пути можно построить воротца из длинных прутьев. Проезжая через них, дети учатся управлять санками на ходу: опускать на снег ногу с той стороны, в которую надо повернуть; крепко сжав санки коленями, слегка наклонять туловище назад и в сторону поворота.
Старшим дошкольникам во время скольжения по ледяным дорожкам можно продолжить задание: повернуться кругом, присесть и снова выпрямиться, скользить на двух или одной ноге, поймать брошенный снежок или разбежаться и скользить по коротким ледяным дорожкам (3-4 метра, расположенным одна за другой на расстоянии трех-пяти шагов. Нравятся детям игры-забавы: "Кто дальше", "По длинной дорожке", "Прокатись-повернись", "Тройки" и др.
На территории детского сада можно продолжить две круговые лыжни дистанцией 100 метров (маленький круг) и 200 метров (большой круг). На малом кругу дети будут выполнять различные двигательные задания, а на большом - закреплять навыки передвижения на лыжах. Используют упражнения на лыжах "Пружинка" (поочередной поднимание правой, левой ноги, "Веер" (боковые шаги, прыжки на лыжах. Дети постепенно овладевают ходьбой "переменным шагом", поочередно скользя на левой и правой ноге, делая повороты на месте переступанием вправо и влево.
На зимних прогулках (дневных и вечерних) значительно место отводится самостоятельной двигательной деятельности детей. По нашим наблюдениям, продолжительность этой деятельности составляет в среднем 1 час 15 минут.
Чтобы развивать самостоятельную деятельность дошкольников, необходимо тщательно продумывать, какие физкультурные пособия и спортивный инвентарь следует выносить на участок, где и как разместить игровой материал, как педагогически целесообразно оформить участок зимой. Посильное усиленное участие в создании снежных построек, в расчистке участка принимают дети.
На площадке детского сада для самостоятельных игр и упражнений можно соорудить снежный лабиринт, снежные валы для ходьбы и прыжков, сделать из снега и льда горки для катания на санках, залить ледяные дорожки для скольжения, построить из снега цели для метания снежков,пароходы, ракеты и другие сооружения.
Руководить самостоятельной деятельностью детей на прогулке следует с учетом их индивидуальных способностей. Чрезмерно подвижным, возбудимым детям чаще предлагайте упражнения, способствующие развитию волевых черт характера,выдержки. Основное внимание следует направлять на формирование у них умения вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой, более спокойный.
У малоподвижных детей развивайте активность, потребность в разнообразных движениях, подвижных играх и спортивных упражнениях. Иногда приходится подсказывать ребенку, чем ему лучше заняться,какую игру выбрать и т. д. Советуйте активным детям развивать робких, застенчивых сверстников в свои игры.
Можно использовать соревновательные игры "Лихачи","Снежком по мячу","Санные перетягушки","Кто быстрее слепит снеговика","Прокати мяч через тоннель","Попади в цель".
1. Парная эстафета "Лихачи".
Дети каждой команды становятся парами друг за другом. Первые пары готовятся к соревнованию: один ребенок садится на санки,другой берет их за веревку. Движение начнется после сигнала воспитателя "Поехали!"
1 вариант. Один участок сидит на санках, другой везет его за веревку.
2 вариант. Один сидит на санках, другой его толкает вперед за плечи.
Пока первая пара выполняет свое задание, следующая пара участников готовится к соревнованиям. Они начинают движение,как только первая пара пересечет стартовую черту.
2. Командные соревнования "Снежком по мячу".
Мяч лежит на расстоянии трех-пяти метров от центра площадки.
Участники, три-пять человек от каждой команды, выстраиваются вокруг. По сигналу воспитателя сначала одна, а затем другая команда начинает обстрел мяча снежками. У каждого игрока по два снежка. Воспитатель фиксирует количество попаданий каждой команды. Победившей считается команда, у которой большее число попаданий.
Затем команды меняются местами, соревнования повторяется.
3. Соревнование перетягушки".
Дети садятся на санки на одном расстоянии от контрольной линии: одна команда слева; другая - справа. В руках у детей длинные шесты (три метра). По сигналу воспитателя игроки, отталкиваясь ногами, а также шестом, стараются быстро пересечь линию, чтобы попасть на территорию противника. Кто сумел это сделать быстрее - тот победитель.
4. Соревнование "Кто быстрее слепит снеговика".
Детям предлагается слепить снеговика. В каждой команде по три-пять человек. Дети катают снежные комья разных размеров (большой, средний, малый, затем укладывают в определенном порядке.
Атрибуты (ведро, метла, нос, глаза снеговика) имеются у каждой команды.
По команде "Начали!" дети катают снежные комья и лепят снеговика.
Побеждает команда, которая быстрее слепит красивого снеговика.
5. Соревнование "Прокати мяч через тоннель".
Дети выстраиваются в две колонны по пять человек. Исходное положение: ноги расставлены на ширине плеч. Мяч находится у первого игрока команды. По сигналу воспитателя мяч прокатывается через "тоннель", образованный ногами, от первого к последнему игроку. Как только последний игрок получит мяч, он быстро обегает колонну, становится вперед и снова катит мяч в "тоннель".Команда, первой принявшая исходное положение, получает очко. Игра повторяется три-четыре раза. Чья команда получила больше очков, та и победила.
6. Соревнование "Попади в цель".
Команды образуют на площадке два больших круга (диаметр четыре метра, в центре каждого из которых расположена корзина. У каждого ребенка по два снежка. По команде воспитателя дети бросают снежки, стараясь попасть в корзину. Выигрывают те,кто чаще попадал. Попытку можно повторять два-три раза.
Игры и развлечения - непременные спутники жизни детей.