МААМ-картинки

Консультация для воспитателей всех возрастных групп «Особенности педагогического общения»

Юлия Карпова
Консультация для воспитателей всех возрастных групп «Особенности педагогического общения»

Общение является одним из ключевых аспектов развития человека, удовлетворяя его потребность в коммуникации. Это взаимодействие между людьми, при котором происходит обмен знаниями и опытом. Основа общения — персептивный компонент, включающий принятие и понимание друг друга. Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения, представляющего собой взаимодействие с детьми с целью воздействия на их воспитание и психическое развитие. Воспитатель должен учитывать ожидания и меняющиеся потребности детей, стимулируя их потенциал в «зоне ближайшего развития» и подготавливая к новым видам деятельности.

Форма и содержание педагогического общения зависят от задач, решаемых при руководстве деятельностью детей. Эффективность общения определяется умением воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Он выбирает разные формы воздействия для детей разного возраста и темперамента, проявляя теплоту к самым маленьким и чуткость к старшим. Общение варьируется в зависимости от интересов, пола и семейного окружения детей.

В процессе взаимодействия педагог использует прямые и косвенные воздействия. Прямые воздействия, такие как объяснение и порицание, адресованы непосредственно воспитаннику. Косвенные воздействия осуществляются через организацию совместной деятельности и других лиц, изменяя окружающую среду так, что воспитанники выбирают предпочтительные формы поведения.

В игровом общении педагог может эффективно руководить деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения и разрешать конфликты без чрезмерного нажима и морализирования. Оптимальность педагогического общения зависит от способности воспитателя использовать сказку и искусство как средства косвенного воздействия на ребенка. Правильно организованное педагогическое общение создает наиболее благоприятные условия для развития творческой активности детей. А. А. Леонтьев отмечает, что оптимальное педагогическое общение «позволяет максимально использовать личностные особенности учителя», что также касается воспитателей, работающих с детьми».

Разнообразие стилей педагогической деятельности воспитателей ДОУ представляет интерес для ученых. Положительный гармонический стиль, сочетающий мотивацию, позитивное общение и высокий уровень профессиональных навыков, имеет преимущество. Воспитание и самовоспитание этого стиля повышают эффективность педагогического общения. Психологический климат в педагогическом коллективе ДОУ играет важную роль в совершенствовании педагогического общения и деятельности воспитателя.

Стили педагогического общения можно разделить на несколько типов:

1. Индифферентный стиль. Воспитатели формально выполняют свои обязанности, не учитывают индивидуальные особенности детей и не предъявляют особых требований к родителям. Близкий контакт с детьми устанавливается с трудом и воспитательные успехи невысоки.

2. Игровой стиль. Воспитатели увлечены игрой, умеют ею руководить и учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Оценка ребенка основана на его поведении в игре и умениях в других видах деятельности.

3. Формально-прагматический стиль. Воспитатели настойчивы и требовательны к детям и родителям, основываясь на формальных требованиях, часто игнорируя индивидуальные особенности и конкретные ситуации.

4. Дидактический стиль. Оценка ребенка основана на его учебных достижениях, преобладает деловое общение.

5. Художественный стиль. Воспитатели интересуются художественной деятельностью детей и используют косвенные методы воздействия.

Взаимодействие воспитателя с другими специалистами в ДОУ является неотъемлемой частью успешного воспитания и обучения детей. Педагог-психолог проводит комплексную работу с детьми, включая обучающие, развивающие и коррекционные мероприятия, что требует тесного сотрудничества с воспитателями и родителями.

Задачи педагога-психолога во взаимодействии с воспитателями и родителями:

1. Выявление и развитие способностей детей.

2. Обеспечение индивидуального подхода с учетом ближайшей зоны развития.

3. Сохранение психического здоровья воспитанников.

4. Создание благоприятного социально-психологического климата в группе.

5. Коррекция недостатков в психическом и интеллектуальном развитии детей.

Во взаимодействии с воспитателями педагог-психолог:

1. Создает «банк» развивающих игр с учетом особенностей дошкольников.

2. Участвует в мониторинге школьной зрелости старших дошкольников и предоставляет рекомендации по образовательной траектории.

3. Помогает в различных направлениях профессиональной деятельности воспитателей.

4. Составляет психолого-педагогические заключения, ориентирующие в вопросах личностного и социального развития детей.

5. Организует и проводит консультации по вопросам развития детей и практического применения психологии, повышая социально-психологическую компетентность воспитателей.

6. Помогает в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.

7. Консультирует по вопросам предупреждения и коррекции отклонений в эмоциональной и когнитивной сферах детей.

8. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателей.

9. Участвует в методических объединениях и поддерживает воспитателей в самообразовании.

10. Предоставляет психологическую помощь для предотвращения эмоционального выгорания воспитателей.

11. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателей с родителями.

Создание положительного эмоционального фона и отклика у ребенка важно для развития и коррекции эмоционально-волевой, познавательной и личностной сфер детей. Взаимодействие педагога и специалиста оформляется в «тетради взаимодействия со специалистами», где психолог ежемесячно дает рекомендации по работе с детьми, указывает игры и упражнения. Воспитатель отмечает проведенную работу и обсуждает трудности с психологом. Важен взаимный обмен информацией: воспитатель предоставляет наблюдения и анализ характеристик детей, а психолог объясняет внутренние причины их поведения для построения грамотной педагогической программы. Трудности сотрудничества возникают из-за недооценки педагогами важности взаимодействия и ограниченной готовности психологов к личностно ориентированной модели сопровождения. Взаимодействие осуществляются в диагностических, консультативных и коррекционно-развивающих направлениях.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598

2. Лащенова И. А. Образовательная среда дошкольной образовательной организации как условие формирования познавательного интереса у старших дошкольников // Вестник. – 2021

3. Международный образовательный портал. Электронный ресурс. Режим доступа URL: https://www.maam.ru/ (дата обращения: 25.05.2024)

Публикации по теме:

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Фотоотчет «Масленичные забавы» для всех возрастных группФотоотчет «Масленичные забавы» для всех возрастных групп "Собирайся народ! В гости Масленица ждет! Мы зовем к себе всех тех, кто любит веселье и смех! Ждут вас игры, забавы и шутки! Скучать не.

Фотоотчет о празднике «Широкая Масленица» для всех возрастных группФотоотчет о празднике «Широкая Масленица» для всех возрастных групп Фотоотчет «Широкая Масленица» для всех возрастных групп Каждый год бывает масленица. Праздник масленица проводят перед великим постом.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей всех возрастных групп «Особенности педагогического общения»
Опубликовано: 22 июля 2024 в 16:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей всех возрастных групп «Особенности педагогического общения»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Карпова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД