Наталия Понарьина
Консультация для воспитателей «Воспитываем патриотизм»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема нравственно-духовного, патриотического воспитания стоит очень остро. Любовь к Родине - чувство, которое не поддается измерению. Патриотизм, это качество человека, коллектива, общества. Развивается оно постепенно, через открытия и неудачи, вместе со словом взрослого входит в мир маленького Гражданина. В. А. Сухомлинский говорил: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитываем патриотизм“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни нашего общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда только закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.
Человек должен гордиться своей Родиной, беречь все то, что делает нас русскими, т. е. обычаи, традиции. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого, и настоящего не может быть будущего. Из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу. Прививая любовь к традициям своего народа, знакомя с обычаями других стран, воспитатель не только расширяет социальный кругозор ребенка, но и гармонически развивает его личность.
Можно выделить несколько ступеней патриотического воспитания.
Первая ступень - русский фольклор. Это начало воспитания, то, с чем знакомят дитя с колыбели.
Вторая ступень - устное народное творчество. На нем ребенок познает искусство, обычаи и особенности не только своего народа, но и народов других стран.
Третья ступень - этническое мировоззрение, воспитание любви и уважения к Родине, гордости за принадлежность к великому народу.
Следующая ступень - духовно-эмоциональная ориентация в обществе с помощью моральных норм. На этой ступени ребенок осознает себя как гражданин.
Много внимания необходимо уделять воспитанию эмоций. Работая с книгами, воспитатели обращают внимание на иллюстрации, на выражение лиц персонажей в зависимости от развития сюжета.
Уместный смех, плач, гнев пробуждают в детях правильные ответные чувства. Вот почему важно, чтобы в д\с в течение дня звучали слова о любви, дружбе, заботе, бережном отношении к окружающему.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности.
Так, в младшем возрасте ставится задача формирования представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, улица города (села); а также воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок, любви к природе; знакомство с фольклором России (колыбельные, потешки, песенки, народные сказки, рассматривают русские народные костюмы, старинные игрушки.
В среднем возрасте расширяются представления детей о Родине на основе знакомства с городом (селом, где они живут. Детей знакомят с географическим расположением города, его экономическим значением, архитектурными особенностями: также знакомит с историческим прошлым родного города. Детям читают легенды, сказания, вместе с воспитателем можно посетить музей, пригласить в д\с старожилов города, которые много могут рассказать о городе. Детей знакомят с трудом взрослых, героическими людьми родного города. Воспитателю необходимо помнить, что в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, храбрости, трудолюбии. Поэтому нужно как можно больше использовать в работе с детьми поговорки, пословицы, загадки, сказки, заклички, т. к. именно с помощью этого мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В старшем возрасте продолжают знакомить детей с прошлым и настоящим не только родного города, но и России, а также с символикой города и страны, но сначала обязательно рассказать, что такое герб, когда, где возникли первые гербы, что на них изображалось.
Дети совершают экскурсии в различные музеи - краеведческие, музеи известных земляков. Детей знакомят с былинами о подвигах русских солдат, военачальников: Александр Невский, Дмитрий Донской.
Дети не только рассматривают русские народные костюмы, но привлекаются к изготовлению его элементов, например, рисуют украшения. Вместе с воспитателем модно организовать выставку народно-прикладного искусства и предметов народного быта, можно создать также макет горницы. Не стоит забывать также об использовании музыкального фольклора, хороводах, народных игр, потому что это является не только предпосылкой устойчивого интереса к народному искусству, но и позволяет привлечь к участию пассивных и застенчивых детей.
Большое место в развитии патриотических чувств у дошкольников занимают народные праздники и традиции. Именно здесь можно сделать тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. При этом эти наблюдения связаны с трудом и жизнью человека. В народные праздники можно включить игры, хороводы, обряды, игру на русских народных инструментах; русские песни, в которых отражается жизнь русского человека, его радости и горести. Народные праздники всегда связаны с игрой. Надо помнить, что народные игры это национальное богатство и задача воспитателя сделать их достоянием наших детей. Они развивают ловкость, меткость, быстроту движений, внимание, сообразительность.
Важное место в воспитании патриотизма у дошкольников отводится работе с родителями. Ведь не секрет, что воспитателям иногда приходится сначала воспитывать пап и мам, а потом детей.
Следуя народному календарю, можно проводить дни радости и хорошего настроения (Макар - весноуказчик, День Домового, для родителей вывешиваются памятки с информацией о том или ином празднике, о том, чем славится этот день, о чем надо поговорить с детьми.
Интересным и доступным может стать создание с помощью родителей музея народного быта. Ведь наверняка у родителей, бабушек, дедушек хранятся предметы деревенской утвари и одежды, которые могут занять достойное место в музее. С помощью родителей можно организовать выставки предметов быта, прикладного искусства, ремесла, народного костюма, в ходе которых взрослые поведали детям о судьбе каждой вещи. Также родителей можно привлекать к организации народных праздников в д\с.
Для родителей можно использовать папки-передвижки о земляках, прославивших родной город, край, о достопримечательностях, архитектурных памятниках. Можно разработать тематические рекомендации для родителей на темы: «Откуда пришла ваша семья», «Семейные реликвии» и т. д., консультации на тему : «Русский фольклор в воспитании детей» и т. д.
Дошкольное детство - яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятных мест своего города. Задача педагогов и родителей - наполнить сердца детей негаснущим светом родной культуры, знанием традиций и истории своей страны.