Елена Мотчева
Консультация для воспитателей «Воспитание дружеских взаимоотношений в коллективной строительной игре»
Консультация для воспитателей
Воспитание дружеских взаимоотношений в коллективной строительной игре.
Умение совместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений детей. В коллективной строительной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенные в образовательной деятельности по конструированию.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание дружеских взаимоотношений в коллективной строительной игре“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дружба. Учимся дружить
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Процесс воспитания дружеских взаимоотношений в строительной игре осуществляется на протяжении всего дошкольного детства.
В группах раннего возраста подготовка к совместной деятельности в строительной игре начинается с того момента, когда детей знакомят с кубиками и кирпичиками.
Малыши овладевают несложными умениями, приобретают некоторые элементарные знания о строительном материале и его использовании.
В первой и второй младших группах дети сначала учатся выполнять постройки индивидуально. Так, например, каждый ребенок делает кроватку, а воспитатель потом сдвигает их в ряд, образуя единое целое – спальню. Малыши невольно общаются друг с другом и получают первые уроки общей несложной игры.
Постепенно деятельность детей усложняется. Например, воспитатель предлагает каждому ребенку построить дорожку, направляя ее в сторону соседа. В результате получается общая дорога длиною во весь стол.
Более трудная задача – осуществление одной постройки двумя малышами. Сначала воспитатель показывает готовую постройку, вызывая у детей интерес к ней, желание выполнить такую же. Затем поясняет, что должен сделать каждый ребенок.
Так, в ходе игровой деятельности формируется общность положительных переживаний, согласованность и точность действий и движений в игре и стройке. Осуществляется переход от индивидуальной деятельности к совместной, т. е. появляются первые ростки сотрудничества, навыки совместного действия.
В средней группе увеличиваются возможности воспитания дружеских взаимоотношений в строительной игре. Закрепляя навыки, приобретенные в младшем возрасте, детей учат распределять обязанности при выполнении постройки, согласованно использовать строительный материал, делиться с товарищами. У ребят формируется умение правильно оценивать поведение своих сверстников, ответственно относиться к общему делу, испытывать радость от достигнутых успехов.
Воспитанию дружеских отношений между детьми способствует и четкая организация использования строительных деталей. Строительный материал раскладывается на середине стола по формам деталей, причем в количестве большем, чем нужно для работы. Дети берут только нужные детали и в той последовательности, в какой выполняется постройка. При выборе сюжета игры в первую очередь следует учитывать детские интересы и пожелания. Вместе с ребятами педагог определяет, какие для игры нужны постройки, кто что и с кем будет строить.
В старшей группе развитие связной речи и словесного мышления способствует появлению более сложных форм общения детей со взрослыми и сверстниками. Дошкольники проявляют значительную самостоятельность в развитии сюжета строительной игры, в их конструктивной деятельности ощущаются элементы творчества. Дети этого возраста способны подчинять свою деятельность поставленной цели, правильно оценивать полученные результаты.
Задача педагога – закреплять умение детей выполнять вдвоем постройку более сложной конструкции, чем в средней группе, постепенно увеличивая число строителей до трех – четырех; подчеркивать значение предварительного обдумывания и планирования конструктивной деятельности и игры, объяснять важность согласованности совместных действий, настойчивости в преодолении трудностей.
Воспитатель помогает детям уточнить замысел игры, подумать над тем, как интересней его осуществить, т. е., не навязывая ребятам своего решения, активизирует их воображение.
Для детей подготовительной к школе группы формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В этом возрасте формируется умение мотивировать и отстаивать свои предложения, учитывать интересы коллектива. В то же время вырабатывается умение объективно оценивать предложения товарищей выбирать лучшие из них, чутко и бережно относиться к работе других детей.
В подготовительной к школе группе чаще, чем в старшей, дети затевают игры, основой которых является комплекс построек : «Наш город», «Вокзал», «Аэропорт» и т. д. Особого внимания при этом требует пространственное размещение объектов и их соразмерность, определение участков работы каждой группы.
В организации такой игры потребуется помощь воспитателя, так как обычно возникает много сложных вопросов. Важно, чтобы дети учились их правильно разрешать.
Часто один из играющих выступает в роли главного. Задача педагога – разъяснить ребятам, какими качествами должен обладать такой организатор, какие функции он должен выполнять. Нужно объяснить детям, что главный – это не только организатор деятельности других, но и самый исполнительный, самый справедливый и самый доброжелательный. К этой роли следует готовить всех ребят.
При выборе темы игры старшие дошкольники должны не только высказывать свое мнение, но и мотивировать его. Педагог раскрывает эту тему, связывает ее с будущей игрой и в своем объяснении излагает краткий план этой игры.
Таким образом, игры со строительным материалом требуют согласованности действий, совместного обсуждения, умения считаться с мнением товарищей. Отсюда начинается коллективное творчество.
Материал взят из книги «Воспитание детей в игре» под редакцией Бондаренко А. К., Матусик А. И. 1983.