МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Вопросы детей и ответы на них взрослых»

Людмила Васильева
Консультация для воспитателей «Вопросы детей и ответы на них взрослых»
▼ Скачать

Содержание и характер детских вопросов

Часто взрослые называют детишек "почемучками"! Какими только вопросами не изводят они взрослых.

Когда ребенок развиваться, его интересует все вокруг, что и как происходит в окружающем его мире. Множество детских вопросов заводят взрослых в тупик, потому что ответа на них у нас нет или ответ слишком сложен для детского понимания, но не стоит забывать, что детские вопросы - это необходимая пища для ума развивающихся детей. Все были маленькими детьми, и мучили взрослых постоянными вопросами : «Как?», «Зачем?», "Почему?". Но надо задуматься. сколько раз в жизни маленькие почемучки, слышат в ответ : "Потому!"

Публикация «Консультация для воспитателей „Вопросы детей и ответы на них взрослых“» размещена в разделах

Почему эти «почему»?

Возраст почемучки берет отсчет от трехлетия, этот возраст - явление невероятно интересное, но если детская любознательность не будет удовлетворена, то канал познания очень скоро будет заблокирован и взрослые пожнут все прелести школьной жизни: вызовы в школу из-за плохой учебы, насильное усаживание за уроки, поиски репетиторов.

Дети растут, развиваются, расширяется словарный запас, и таинственный окружающий мир понемногу открывает свои тайны. И начинается эти почему! И если пятилетний малыш подбирает на улице камушки, веточки, шишки или снег, тащит домой и наблюдает, как он превращается в воду - не надо спешить его ругать! В нем просыпается любознательность! Важно с самого раннего детства развивать у детей живой интерес к окружающему миру и пусть они пробуют его на вкус, на ощупь! Главное, чтобы взрослые - создали безопасные условия и не мешать! Жизнь любознательного человека никогда не будет скучной - он всегда найдет дело по душе, и не будет страдать от одиночества, а это очень важно в любом возрасте. Все эти «что» и «почему» - не что иное, как способ познания мира. И этот способ для малыша пока практически единственный. Это позже он научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации - близкие люди, они для малыша умнее и значимее всех учёных. И такое высокое доверие нужно оправдывать! Главным «поставщиком» информации служат взрослые. И если ребенок задает вопросы, - возможно, что родители крайне мало общаются с малышом или общение сводиться к бытовому уровню. Ребенок растет каждую секунду ловит, впитывает и усваивает новую информацию. Причем создается такое впечатление, что ловят они ее буквально из воздуха. На взрослых лежит огромная ответственность, прежде всего за качество этой информации и пути ее получения.

Вопросы детей это показатель их умственной активности и познавательных интересов

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дошкольный возраст это время фантазеров, период интенсивного развития творческих способностей детей, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов, буйства фантазии. Темп умственного развития дошкольников является весьма интенсивным и динамичным.

Для формирования познавательных способностей у детей можно выделить задачи:

1. Расширять представления детей об основных понятиях (время, знак, символ, знаковые системы).

2. Систематизировать имеющуюся и новую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

3. Развивать способность к наглядному моделированию, самостоятельно строить и использовать пространственные модели.

4. Способствовать развитию интеллектуальных способностей, образных форм познания (восприятия, памяти, воображения, мышления).

5. Формировать и совершенствовать тонкую моторику рук.

Для стимулирования умственной и познавательной активности уместно организовывать работу, которая включает: занятия с рассмотрением проблемных ситуаций детского экспериментирования; познавательные занятия; творческие задания; развивающие игры и упражнения; познавательные опыты; решение логических задач; познавательное чтение; коллекционирование.

Как научить детей задавать вопросы

Умение задавать вопросы - это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Нужно убеждать детей, что задавая вопросы - это очень полезно для него. Что он будет больше знать, сможет поделиться новыми знаниями с друзьями. Научиться поддерживать разговор в определенной теме со сверстниками, и взрослыми. Вопросы - это жажда познания, и ребенок хочет получать адекватные ответы. Любой вопрос ребенка, даже самый простой требует нормального ответа, а не "сказочного".

Многие детские "почему" касаются окружающего мира, природы, физиологии животных или человека, поведения и прочего. Объяснить ребенку, что задать вопросы, это хорошо, нужно понуждать детей задавать всяческие вопросы в игре. Играя в простую и забавную игру, где сначала вопросы задаёт взрослый, а ребёнок на них отвечает, а затем меняются местами: «Для чего нужен рот? Для чего нужен нос? Зачем нам уши?» Ответы могут быть как серьёзными, так и шуточными: «Носик нужен, что бы дышать. Носик нужен, что бы цветочки нюхать». Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Поиграйте в «почемучку» наоборот, задавая вопросы «цепочкой» : «Зачем тебе велосипед?» «Что бы кататься» «Зачем кататься?» «Потому что мне нравится» «Почему нравится?» и т. д.

Не надо смеяться над ребенком, если он не правильно сформулировал вопрос, поправьте его. Дети только учатся задавать вопросы, и им свойственно допускать какие-то ошибки не зная как правильно изложить суть вопроса. Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно ставить вопросы и не бояться этого делать. Ребенок доверяет взрослым и хочет получить искреннее ответы. Пусть не всегда легко найти ответ на тот или иной вопрос, отвечать все равно необходимо. Ребенку трех-четырех лет уже достаточно того, что взрослые попытались объяснить то, что знают. И в таких разговорах, он понимает, что может доверять родителям и в будущем так же рассчитывать на помощь. И обязательно хвалите малыша за удачные вопросы. Ваш маленький почемучка этого заслуживает!

Как отвечать почемучкам

Возраст почемучек всегда вызывает у взрослых много противоречий. Как отвечать почемучкам, чтобы способствовать их интеллектуальному развитию, и иметь терпение на многочисленные вопросы из уст чада?

Умственное и речевое развитие очень важно в дошкольном возрасте, поэтому родителям нужно всегда терпеливо отвечать на вопросы детей, не ущемлять ребенка в том, что он хочет познать новые знания, даже если они самые незначительные. Нужно запастись терпением попытаться интересоваться вместе с ребенком, почерпнуть что-то новое для себя, относиться к вопросам позитивно и с интересом. Понимать и принимать, что наличие вопросов - это большой плюс, это хорошо, что ребенок начинает понимать происходящее, он движется вперед. Ведь ребенок - самое дорогое, что у вас есть, и внимания и времени для него никогда не бывает жалко.

Отвечать на детские вопросы нужно, но. не на все. Существует множество вопросов, на которые ребёнок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных «почему» и «зачем», взрослые сослужат ребенку хорошую службу, научив их думать, помогут сделать важный вывод: не возможно знать всё, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно.

Для взрослого очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Это порой не просто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое. Любые вопросы обогащают и дают новые знания. Любые ответы развивают ум и любознательность. Любое общение удовлетворяет потребность. Почемучкам нужны любовь ласка, забота, родителям надо быть мудрыми и чуткими, готовыми ответить на любой вопрос своего чада, пусть по-своему. Ребенок будет знать, что его интерес и потребность во внимании не останутся безответными.

Как уничтожить детскую любознательность

Проще простого! Пару раз не ответить. Пару раз отмахнуться («Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю.»). Пару раз посмеяться над сказанной ребёнком нелепостью. Пару раз на вопрос «почему?» ответить «по качану!». А самым подходящим ответом станет веское «Почему? Потому что!». Только не удивляйтесь, если чуть позже тоже получите «по качану» в ответ на какой-нибудь свой вопрос. Не получая ответы на вопросы, ребёнок рано или поздно вообще перестанет их задавать. Любознательность - норма для ребёнка, признак его одарённости. И если он задаёт вопросы - это очень хорошо! Гораздо хуже, если не задаёт! И как бы не было вам тяжело, как бы не измучил вас маленький почемучка своими «что» да «как», наберитесь терпения и удовлетворяйте его любознательность всеми возможными способами. Вопрос и поиски ответа на него куда важнее самого ответа.

Примеры детских вопросов из практики

Вопросы детей :

- Прогулка в детском саду осенью

Ребенок: Почему пошел дождь?

Взрослый : Потому что наступила осень, а осенью часто идут дожди.

Ребенок: А почему наступила осень?

Взрослый : Потому что закончилось лето.

Ребенок: Почему закончилось лето.

Взрослый : А как ты сама думаешь почему закончилось лето?

Ребенок: Потому что время года сменилось.

- Трехлетний мальчик - Олег собирается покормить на участке кошек и

уточняет, что они едят:

Ребенок: Колбасу едят?

Взрослый : Едят

Ребенок: А хлеб едят?

Взрослый : Едят

Ребенок: А конфеты едят?

Взрослый : Нет Ребенок: У них что диабет?

- Илюша 4 года плохо ест

Взрослый : Не будешь есть, не вырастишь Ребенок: А вы будете есть? Взрослый : Буду.

Ребенок: И вырастите до потолка? Взрослый : Нет я уже не вырасту, я уже выросла. Ребенок: Тогда зачем, вы едите?

- Дима 5 лет увидел, что строители красят забор спрашивает: Зачем красят забор?

Взрослый : А как ты думаешь?

Ребенок: Наверное, чтобы было красиво и все смеялись. Потому что когда красиво все смеются.

Что бы лучше понимать, что же хотят услышать почемучки в ответ на свой вопрос, нужно внимательнее относиться к детям, больше общаться с ними, учитывать их особенности и непременно обращать внимание, как они реагирует на наши ответы, что им больше по душе.

Публикации по теме:

Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Консультация для родителей на тему: «Игра в жизни детей». Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему.

Развитие речи и общения Развитие речи и общения. Развитие речи и общения – главная задача родителей. Вот ваши дети перешли из ясельной группы на новую ступень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Вопросы детей и ответы на них взрослых»
Опубликовано: 15 ноября 2013 в 23:16
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Вопросы детей и ответы на них взрослых»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД