Марина Абдуллаева
Консультация для воспитателей «Вместе играем — речь развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст -это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения не только в речевом развитии, но и в эмоционально – волевой сфере. Таким детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживание контактов со своими сверстниками. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления. Развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Огромную роль в умственном развитии играет математика.
Особое место в обучении детей о и пополнения активного словаря ребенка, дифференциации слов, обозначающих пространственно- временные представления можно использовать лексические игры («Наоборот», «Цепочка слов», «Запомни изученное слово», и тд.).
Для правильного построения предложений и совершенствования логико-грамматических конструкций – грамматические игры( «Дополни предложение», «Концовка» и др.).
Для развития устной речи – дидактические игры и упражнения («Когда это бывает?», «Опиши, не видя», «Чудесный мешочек», «Составь загадку», «Где мы побывали, что мы повидали», «Путешествие в утро, день, вечер, ночь» и др.)
Играя с ребенком рекомендую использовать стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально-насыщенным. Предлагайте ребенку подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например:
Мы делили апельсин
Много нас, а он. (один)
Речевые нарушения у детей отрицательно влияют и на развитие их словесно-логического мышления, что затрудняет восприятие образа предмета в целом (цвет, форма, величина) или его особенностей при сравнении с другими предметами.
Предлагаю использовать родителям для игры с детьми дома следующие игры с помощью которых уточняются и закрепляются представления детей о числах. Об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи.
Игра «Пишем телеграммы»
Взрослый предлагает составить предложение правильно, дает модель неверно составления предложения
У, 3, река, дерево
Лодка, в, весло, 2
Ваня,1, съесть, пирожок
Посадить, Света, 7, тюльпанов
Дети, 9. Выучить. Буква
Игра «Да или нет» развивает внимание, умение слушать обращенную речь, развивает логическое мышление, даже когда речевые возможности ребенка еще ограничены.
Взрослый задает вопрос, на который можно ответить только «да» или «нет». В игре используются вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно.
- у петуха две ноги?
- у чайника могут быть два носика?
- у стола могут быть три ножки?
- у рубашки три рукава?
- пять груш больше чем пять яблок?
- сколько пальцев на руке?
- земля круглая?
- квадрат похож на носовой платок?
- сколько голов у двух котов?
Можно также использовать следующие словесные игры: «Наоборот», «Летает- не летает», «Назови числа больше (меньше)», «Кто знает, пусть считает дальше», «Я знаю пять названий (имен)», «Что далеко, что близко» и др.
Таким образом, в дидактической игре заложены большие возможности не только формирования математических представлений у детей группы педагогического риска, но и активизации, обогащения, расширения словаря, развития грамматического строя речи и связной речи в целом.
Список литературы:
1. Коррекционно- педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи/подред. Ю. Ф. Гаркуши. -М. 2001.
2. Сербия Е. В. Математика для малыша. -М. : Просвещение, 2000
3. Фридман Л. М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов и педагогов высших учебных заведений. -М. ,1998.