Ольга Дорофеева
Консультация для воспитателей «Влияние общения на психическое развитие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок реализует свою потенциальную возможность и становится человеком благодаря тому, что усваивает общественно- исторический опыт, накопленный человечеством в течение веков. Общение имеет большое значение для формирования психики, ее развития и становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал культурно и нравственно развитым гражданином. Особенно значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослым на ранних этапах онтогенеза. Все свои свойства и качества он приобретает исключительно через общение, т. к. до определенного возраста он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.
Публикация «Консультация для воспитателей „Влияние общения на психическое развитие ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции, ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он общается, являются для него носителем этого опыта. В наше время решающую роль общения доказывают ссылкой на три группы факторов. Во-первых, изучение детей, выросших в изоляции от общества и лишенных человеческого общения. Во-вторых, исследование особенностей развития детей, воспитывающихся вне семьи, в закрытых детских учреждениях и испытывающих дефицит общения. В-третьих, прямое выявление общения на психическое развитие детей в ходе их воспитания и обучения.
Без поддержки взрослого ребенок не использует свою возможность стать «человеком разумным», а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. Если ребенок не общается с людьми, заложенные в нем возможности угасают. Острый недостаток общения с взрослыми приводит к почти таким же последствиям. При первых попытках наладить внесемейное воспитание, оставшихся без родителей, обнаружилось явление «госпитализма».
Между тем, сохранилась возможность повернуть этих детей к жизни, к людям, развивать свои потенции. Для этого им не хватало только помощи и поддержки взрослого. Как только малыши ее получили, картина разительно менялась.
Две группы рассмотренных факторов показывают, как много в развитии ребенка зависит от общения с ним взрослым и какой могучей силой обладает общение. Однако, такие доказательства роли общения в чем-то недостаточно убедительны. Положительное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей. Налаживание содержательных связей со старшими позволяет детям преодолеть неблагоприятное воздействие ситуации. С помощью общения удается исправить дефекты, возникшие у детей и завоевать новые высоты в самых разнообразных сферах психической деятельности – от овладения восприятием и речью до становления личности и самосознания.
Общение – сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание другого человека. Рассматривая общение как взаимное познание необходимо выделить ряд механизмов межличностного понимания. Это идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотизация.
На процесс общения влияют следующие факторы :
- содержание общения, связанное с потребностями ребенка;
-индивидуально-типологические особенности ребенка;
- имеющийся у ребенка опыт общения;
- особенности общения взрослых, их пример;
- педагогический такт взрослого.
Для анализа причин, лежащих в основе различных отклонений в общении можно использовать следующие методики: «два домика», «маски», «лабиринты» и др.
Рекомендуемая литература:
1. Волков Б. С., Волкова Н. В. «Психология общения в детском возрасте»
2. Марцинковская Т. Д. «Диагностика психического развития детей»