Наталья Тарасова
Консультация для воспитателей «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»
Подготовила воспитатель : Тарасова Н. В.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка.
Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности. Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.
Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому.
А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому что искусство, литература – богатейший источник, побудитель чувств специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).
Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всё м его жанровом многообразии: потешки, частушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты". Произведения устного народного творчества через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Актуальность заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника духовно-нравственного развития детей. Для детей младшего возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. Для этого используются самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества.
Это и рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке, показ слайдов, видеофильмов, демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий, коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям сочинение стихов с родителями, игры-драматизации, игры-инсценировки, упражнения в проговаривании, звукоподражание, имитация действий. При этом большая роль уделяется выразительности речи педагога, так как интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая игрушка.
Знакомство с народным творчеством для детей впервые пришедших в группу начинается с потешек и колыбельных песенок, которые вводят ребенка в мир, учат его жить. С приходом в группу у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся беспокойными, замкнутыми, тяжело расстаются с родителями. И вот здесь на помощь приходят потешки. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Важно дать детям возможность рассмотреть, рассказываем о персонаже потешки, объясняем новые слова. Можно поставить перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Дети всей группой учатся двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т. д. в зависимости от того, о ком потешка. С помощью потешки дети учатся не только движению, но и пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо.
Отмечается, что у детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая тем самым, заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Потешки можно использовать во всех режимных процессах. Правильно подобранная потешка, помогает устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными.
Можно использовать потешки как пальчиковые игры, что позволяет приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.
Ещё один вид малых форм словесного народного творчества — это загадки.
Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто.
Загадки мы используем на любом занятии, а также на прогулках, например, зачем мы сегодня будем наблюдать. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Вместе с тем загадки дают нам возможность вести беседы на нравственную тематику: «Как нужно заботиться о домашних питомцах», «Как не обижать наших братьев меньших».
Знакомим детей с пословицы и поговорками. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу также используем во всех режимных процессах воспитательной работы.
Дети легко запоминают пословицы и поговорки и используют их в повседневной жизни. Таким образом, пословицы и поговорки помогают прививать детям нравственные нормы поведения, показывать им моральные эталоны.
Помогают в работе по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств считалки — это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки.
Большое внимание мы уделяем русской и бурятской народной сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества : доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам. Для того, чтобы создать сказочную атмосферу, можно использовать образ Бабушки-сказочницы, в который несложно превратится, стоит только накинуть шаль на плечи, и сказать детям: «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать». Слушая сказочный голос, дети запоминают сказку, а потом пересказывают, манипулируя игрушками, имитируя интонацию персонажей. Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка, для этого разыгрывали с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождали меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту, простодушная, добрая.
Народные игры, хороводы, прививают детям такие нравственные понятия, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», У медведя во бору», и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками, в играх можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность. Включаем в работу календарные праздники: праздник урожая, рождество, святки, сагаалган, масленица, пасха, троица.
Скороговорка – это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят : «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь». Скороговорки являются полезными грамматическими упражнениями, тренирующими ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство – любимая игра в словотворчество.
Скороговорки чаще всего используются для развития речи. Они способствуют развитию умения следить за четкостью произношения каждого звука.
Русские былины и бурятский эпос являются теми самыми элементами устного народного творчества, по которым можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации.
Былины и эпос говорят о любви к родине, о доблести и беззаветной храбрости, о бескорыстии верности долгу.
Для того, чтобы сделать фольклор неотъемлемой частью общения детей, нужно создать соответствующую развивающую среду в группе.
В группе должно быть отведено место для театральной деятельности: уголок ряженья с элементов костюмов, разные виды театров.
Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка в жизни.