Инна Пискарева
Консультация для воспитателей «Укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассматривая отечественную педагогическую культуру как фактор укрепления духовно- нравственного здоровья семьи и детей, необходимо осветить такие её аспекты, как семейная педагогическая культура и педагогическая культура в современной системе образования на всех уровнях, а главное- на верхней ступени, где собственно и рождается эта педагогическая культура, т. е. при подготовке педагогов.
Публикация «Консультация для воспитателей „Укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
За последние 20 лет наблюдался почти демонстративный отказ системы образования от воспитательной функции. В качестве компенсаторного механизма была создана психологическая служба, использующая, как правило, зарубежные технологии- психотерапию и тренинги, часто неэффективные и даже неприемлемые для культурной традиции многих российских семей. Вместе с тем в практике работы с детьми с нарушениями в развитии и поведении признано очевидным, что отечественная педагогическая культура оказалась более продуктивной по воспитанию полезных членов общества, граждан, являющихся главным богатством государства. И в настоящее время православные педагоги и психологи успешно помогают детям и семьям там, где западные методики бессильны, особенно в кризисных ситуациях потери любви, цели и смысла жизни.
Современные педагоги, занимающиеся духовно- нравственным воспитанием детей и молодежи, опираются преимущественно на работы Ушинского, Гессена, Макаренко. Но для большинства всё ещё остаются неизвестными труды прекрасных отечественных педагогов – Зеньковского, Рачинского, Ельчинского, которые кардинально расширяют возможности отечественной педагогической традиции для обновления воспитания.
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.
Культура – это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска жизненных целей, смысла, идеалов, высших ценностей. Современной молодёжи и детям в прямом смысле слова на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подается духовная отрава, более опасная, чем радиация или нитраты, которыми все запуганы. Невозможно отвернуться, невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает со всех информационных щелей. Права детей и семьи на духовную чистоту грубо нарушены.
В современной педагогической науке наметилось освоение святоотеческого педагогического наследия, которое является драгоценным средством восстановления отечественной педагогической культуры самих педагогов, а через их опыт – детей и родителей. Этот опыт развивается на принципах духовно – нравственного воспитания и заключается в следующем:
1. Единство семьи на основе жертвенности и любви.
2. Ответственность родителей за воспитание детей перед законом и обществом.
3. Стремление семьи к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству.
4. Преемственность разных поколений, сохранение семейных традиций и семейных династий.
5. Признание свободы личности ребенка и уважения его достоинства.
6. Сохранение чистоты супружеских отношений, способствующих адекватному развитию ребенка.
7. Соответствие внутреннего уклада семьи духовным традициям народа.
8. Участие в благотворительных программах общества.
Возрождению семейной педагогической культуры содействует создание семейных клубов, семейных воскресных школ, в которых возможно возрождение элементов традиционного духовно – нравственного уклада; организация совместных экскурсий, каникулярных поездок; введение семейных традиций и праздников; привлечение в семейные обьединения людей старшего поколения, составление семейных альбомов и родословных, проведение соревнований и выставок с обязательным участием всех членов семьи.
Теперь несколько слов об отечественной педагогической культуре.
Наши отечественные мыслители и ученые А. А. Ухтомский, И. А. Ильин, М. М. Бахтин, В. В. Зеньковский и многие другие рассматривали воспитание как процесс приобщения личности к высшим ценностям отечественной духовной культуры, в которой органически осуществляется связь проблем педагогики с духом христианства.
Ведущие современные ученые (В. Г. Александрова, Б. С. Рубцов, В. И. Сластенин) научно обосновали необходимость сближения психолго – педагогической науки и христианства в России. Построение современной педагогической науки движется в направлении возвращения, но уже на новом уровне, постулатов души и духа, восстановление понимания целостности личности во всех пространствах бытия: психофизическом, социальном и духовном.
,Активным и значимым субъектом в процессе воспитания, осуществляемого в образовательном учреждении, является не только ребенок, но и семья в целом. Именно семья, по мнению многих исследователей проблем организации педагогического процесса, взаимодействия образовательных учреждений и семьи, должна определять цели, смысл, содержание воспитательного процесса, возвращая себе исконную функцию хранения и передачи социально культурной традиции.