Наталья Васильевна Селиверстова
Консультация для воспитателей «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Работу я начала со второй младшей группы. Постоянно замечает интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Устное народное творчество в развитии речевой активности детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Прежде всего изучила книги Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич о методике развития речи детей.
Работу проводила в основном в свободное от занятий время.
Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек, колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым, нежным голосом начинала припевать, покачивая её :
Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолоба, не скули, Мою дочку не буди.
Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, я показывала, как громко лает собачка Белолоба (используя мягкую игрушку) и может разбудить Катю. Дети дружно просили её : «Ты, собачка, не лай. Белолоба, не скули». После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. До чтения детям потешки «Конь» у них уже было сформировано представление о том, какое это красивое, гордое животное.
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёной.
Он головушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки - то бряк, бряк, бряк!
Золотые они - звяк, звяк, звяк!
Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с такими песенками:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку,
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти, коса, не путайся.
Дочка, маму слушайся!
Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью они относились к своим куклам.
Дети взрослели. Я стала подбирать для них потешки с более сложным смыслом. Перед своими слушателями ставила задачу не только запомнить потешку, эмоционально прочитать ее, но и самим обыграть. Малыши всей группой учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь, курочка, ежик и т. д., в зависимости оттого, о ком потешка.
Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялась лиса:
-Всему лесу я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди догоняй-ка!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом относились они к нашему маленькому «театру». И в нём вскоре появились свои незаменимые артисты. Например, никто не мог лучше Влады сыграть роль лисы, из Ани получился прекрасный цыплёнок, а из Егора - медведь. Но главное, мы добились того, что любой ребёнок в группе мог заменить другого и сыграть его роль. Никто не оставался в стороне. Пока ребята учились выступать только перед своими товарищами.
В средней группе я много времени стала уделять сказкам, которые не читала, а рассказывала. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам. Не спеша начинала я с присказки:
За ступенькою ступенька
Станет лесенка,
Слово к слову
Ставь складенько-
Будет песенка,
А колечко на колечко –
Станет вязочка.
Сядь со мной на крылечко,
Слушай сказочку.
Я не спешила задавать детям вопросы по содержанию сказки. Мне было интересно, как ребята делятся впечатлениями друг с другом. Я вступила в беседу только тогда, когда возникал спор или создавалось неверное понимание смысла сказки. Но это случалось редко. Чтобы узнать, как же дети запомнили сказку и поняли её, я подбирала соответствующие игрушки и вносила в группу, обращалась к детям: «Дети, посмотрите, из какой сказки пришли эти герои?» Вот тут и начиналась беседа, в которой малыши вспоминали события сказки, поступки её героев; выявлялось отношение детей к ним. Затем проводили игру - драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей, если сказка объёмная, многоэпизодная. Этот этап - само кропотливый и длинный, но и самый интересный. Порой бывало очень трудно выбрать кого - либо на роль. Столько желающих! Часто поступала так: вносила предметы ряжения, просила детей угадать, какую сказку будем драматизировать и предоставляла малышам полную самостоятельность. Они создавали сказочные ситуации с использованием атрибутов и декораций именно для данной сказки,
выбирали главных героев. Дети не занятые этим, становились зрителями. Довольны были все.
Часто я прибегала и к такому приему, как прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: получения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации.
Дети собираются на прогулку. Напоминаю медлительному Никите: «Семеро одного не ждут». Или замечаю, что Марина оделась неаккуратно, говорю: «Поспешишь-людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события. Гуляем по весеннему парку, любуемся его свежестью и красотой, отмечаю, что «весна красна цветами», об осени: «Осень красна плодами». Из собственных наблюдений дети заключают: «Март-с водой, апрель-с травой». Изучая пословицы о труде, мы с ребятами решили завести картотеку пословиц, поговорок. Дети оказались активными помощниками. Они дома с родителями отыскивали пословицы, запоминали их. В детском саду мы вместе объясняли их смысл, учились понимать, в каких ситуациях можно применить ту или иную пословицу. Таким образом, у нас собралась неплохая картотека. В повседневной жизни ребята подбадривали друг друга: «Глаза боятся, а руки делают», «Терпенье и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «кончил дело - гуляй смело». Чтобы дети могли лучше запоминать пословицы, я давала им предметы или сюжетные картинки и предлагала назвать соответствующие по смыслу пословицы.
Загадки - полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки я начинала так, как предлагает Е. И. Тихеева. На стол выставляла несколько игрушек, для каждой подбирала загадку: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает», «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры», «Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка». Дети быстро отгадывали загадки, ведь загадываемый предмет находился перед глазами. Обращали внимание ребят на меткую образную характеристику игрушки. Позже, когда я приносила ту или иную игрушку в группу и спрашивала, какую загадку можно загадать о ней, дети легко справлялись с этой задачей. Иногда я начинала занятие загадкой. Дети отгадывали, что они будут рисовать или лепить.
На прогулке, когда дети наблюдали за деревьями, птицами или сезонными явлениями, я предлагала им соответствующую загадку: «Стоят в лугах сестрички - желтый глазок, белые реснички» (ромашки, «Бел, да не сахар, ног нет, а идет» (снег, «Кричит «крак», червякам - враг» (ворона). Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводились игры «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты угадай». Много радости доставляли детям загадки «Подскажи словечко» : «Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как петрушка, ядовитый. (мухомор)». «Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка. Это кто (Лягушка)».
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записала потешки, загадки, пословицы, поговорки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. По каждому жанру проводила короткие беседы, консультации, разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество ребенку. В уголок для родителей помещала статьи «Что за прелесть эти сказки», «Пословица не мимо молвится», «Загадка - гимнастика для ума».
Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум. Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребёнку. В них нет ни каких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения - народная дидактика, школа мастерства. Малые фольклорные произведения - это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание. ожидание добра, добра и только добра.