Галина Паничкина
Консультация для воспитателей «Режиссерская игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Режиссерская игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Объясняется это тем, что сведения о ней, ее особенностях появились в педагогической печати совсем недавно. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Скорее всего, это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. Режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована. Видимо этим, можно объяснить невнимание ученых к этому виду игр.
Публикация «Консультация для воспитателей „Режиссерская игра“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режиссерские игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в ДОУ не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.
Режиссёрские игры – игры с маленькими куклами, машинками, животными, и тут ребёнок уже не участник, а режиссёр событий, актёр и декоратор. Как и любые самодеятельные игры, режиссёрские игры невозможно искусственно привнести в деятельность ребёнка, но можно обеспечить условия для их появления и полноценного развития. Эти условия раскрываются в содержании комплексного метода, направленного на развитие самодеятельных игр детей. Детям необходимо показывать способы осуществления режиссёрских игр как на материале сюжетных игрушек, так на материале любых других объектов, предметов - заместителей. Именно в режиссё рской игре происходит:
- развитие исследовательской активности
- открытие новых знаний и преобразование предметов окружающей действительности
- овладение умением наблюдать, анализировать, сравнивать
- развитие умения выдвигать гипотезы и находить пути их решения.
Играя в режиссерскую игру «На улице города», дети знакомятся с правилами дорожного движения, запрещающими и разрешающими дорожными знаками, видами транспорта (по назначению – пассажирский, грузовой; по способу перевозок – автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный). В играх «На ферме», «В лесу» ребенок разделяет диких и домашних животных, вспоминает правила поведения в лесу.
Иногда нужные игрушки не всегда оказываются под рукой, поэтому дети начинают делать игрушки сами. В дело идут камушки, палочки, лоскутки, пластилин, ракушки … .Здесь игра настолько тесно смыкается с продуктивными и другими внеигровыми видами деятельности (изобразительная деятельность, труд, конструирование, экспериментирование, обеспечивая их мотивационно, что переход от игры к труду и обратно становится практически неуловим.
“Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста”. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
По мнению Е. Е. Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.
Режиссерская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля.
Во-первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку – его воле, его желанию, его замыслу.
Второе, что делает ребенок в этой игре, и что роднит его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы - заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая - зайчиком; кусок серой ткани – волком и т. д.
Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, то есть представляет в пространстве кто, где буде находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на “сцене”.
Четвертый момент, это то, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру “дикторским” текстом.
Режиссерская игра, возникающая в старшем дошкольном возрасте, мало похожа на ту свою первую форму, которую мы наблюдали у малышей. Но суть ее остается той же. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, она так же предметно представлена, в ней также ребенок исполняет все роли. Правда сюжеты становятся сложнее, предметная представленность иной раз только служит пусковым механизмом, часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли иногда трудно выделить, так как ребенок все время сопровождает свои действия речью, а порой и заменяет ею все действия. Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на основе собственного опыта общения с людьми.
Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте может быть и коллективной. И участников в ней может быть от 2-3 до всей группы. И они вместе представляют собой единое целое. Они вместе придумывают сюжет, предметно его представляют, и исполняют множество ролей. Но для того, чтобы такого рода игры состоялись. Необходимо тонко чувствовать друг друга, уметь понимать друг друга с полуслова, иметь общие интересы и наклонности.
Педагогическая ценность режиссёрских игр :
- способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
- развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
- помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;
- являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
- помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость. Это основной доступный вид игр для детей, воспитывающихся в семье, детей-инвалидов; детей, тяжело адаптирующихся к общественным формам воспитания;
- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
Значение режиссёрской игры.
Дети самореализуются;
У детей активизируются речь, воображение, мышление;
У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности, артистические способности.
Условия развития режиссёрской игры :
У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
Должно быть свободное время;
Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения (разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки «би-ба-бо» (одеваются на руку, игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный, теневой театр, марионетки.
У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.
Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.
Развитие режиссерских игр тесно переплетено с конструированием, сюжетно-ролевыми играми. Дети с удовольствием сооружают постройки и обыгрывают их в форме режиссерской игры. В старших группах, например, ребенок рисует и вырезает овощи из бумаги, раскладывает их на грядке и называет себя овощеводом, вырастившим богатый урожай. Это не рисование и не ручной труд, а именно режиссерская игра, так как ребенок сам придумывает сценарий и по нему играет.
Использование этих игр, наблюдение за ними с диагностической целью помогут своевременно выявить детей, испытывающих эмоциональный дискомфорт, чтобы впоследствии оказать им помощь, создать наиболее благоприятные условия для нервно-психического развития, оптимизировать их отношения с окружающими.