Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Игры на песке»

Нина Сунцова
Консультация для воспитателей «Игры на песке»
▼ Скачать +Заказ

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно, поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Основные принципы организации игр на песке.

Публикация «Консультация для воспитателей „Игры на песке“» размещена в разделах

1) Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и проявляет творческую активность. Для этого мы подбираем задания соответствующие возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм; исключаем негативную оценку действий ребенка, поощряем фантазию и творческий подход.

2) «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.

3) Реальное «проживание», проигрывание возможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.

На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок непросто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее на песке, используя для этого миниатюрные фигурки.

Для игры в песок нужен разнообразный набор игрушек:

-куклы-человечки;

-здания: дома, школы и т. д. ;

-животные;

-машины;

-растения;

-постройки: мосты, ограды, ворота,загоны для скота;

-сказочные герои: злые и добрые;

-живая зелень;

-домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики;

-пластиковые или деревянные буквы, цифры, различные геометрические фигуры.

Игровые занятия с песком начинаются с развития тактильных форм ощущений, как в индивидуальной работе, так и в групповой работе с детьми.

Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями.

В книге Грабенко Т. И., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Коррекционные развивающие и адаптирующие игры» предложены следующие обучающие игры :

-«Отпечатки наших рук» : на ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях. «Мне приятно. Я чувствую прохладу (тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь очередь ребенка.

Какие движения рук можно проделать в песке :

-выполнять зигзагообразные и круговые движения;

-оставлять отпечатки ладоней, кулачков, костяшек;

-«пройтись» по песку пальцами левой и правой руки;

Такого рода игра с песком стабилизирует эмоциональное состояние и развивает мелкую моторику рук, позволяет понять свои ощущения.

-«Что спрятано в песке» -игра «Мина». Рука одного играющего превращается в «мину».

Она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего, «сапера»- откопать «мину», не дотрагиваясь до него.

Можно на ощупь узнавать, что спрятано.

-«Откопай» разгадку.

Читаются загадки,- ребенок отгадывает и откапывает.

Интересны познавательные игры, фантастические игры- имитация жизни других планет («звездные войны»,игры-экскурсии «Прогулки по родному городу»,

сказочные игры на песке. При подготовке и проведении сказочных игр с детьми, важно учитывать несколько этапов.

На каждом из этих этапов поведение взрослого как непосредственного участника игры должно быть различным.

Этап 1. Введение в игровую среду.

Средства. Присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний, то есть установка на внимательное слушание и активное участие.

Стиль поведения взрослого. Доверительное общение, внимательное отношение к каждому ребенку.

Этап 2. Знакомство игрой и ее героями.

Средства. Прослушивание начала сказки (истории). Строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов- того, что требуется по сюжету, заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.).

Стиль поведения взрослого. Позиция «отстраненного рассказчика», доброжелательного помощника.

Этап 3. Возникновение конфликта, трудностей.

Средства. Детям предлагается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.)

Стиль поведения взрослого. Взрослый демонстрирует позицию либо стороннего наблюдателя, либо разрушителя (с использованием фигурок и кукол, создается ситуация, в которой ребенок действует самостоятельно, отыгрывая в «песочном мире» свои негативные эмоции.

Этап 4. Выбор помощи.

Средства. Обращение к ребенку за помощью: «Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?. Только ты, с таким добрым сердцем, сможешь

помочь жителям этой страны». При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.

Стиль поведения взрослого. Взрослый – заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, он ищет выход наравне с ребенком.

Этап 5. Борьба и победа.

Средства. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Именно сейчас дети выступают Творцами – восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками.

Стиль поведения взрослого. Взрослый поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает свою уверенность в том, что у ребенка все получается.

Этап 6. Утверждение победы.

Средства. Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование завоеванной победы.

Стиль поведения взрослого. Взрослый интересуется эмоциональным состоянием детей, мыслями и чувствами, которые возникли в процессе игры.

Этап 7. Выведение из игровой среды и перспектива дальнейших приключений.

Средства. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.

Стиль поведения взрослого. Взрослый пытается заинтересовать ребенка, опираясь на полученный ребенком опыт успешной деятельности и закрепляя его.

Взрослые могут придумать для детей разные игры на песке, но не должны забывать главного, что сами являются лишь участниками этих игр.

Литература :Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры Год : 2004 Автор: Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Жанр: Дефектология. Логопедия Издательство:ДетствоПресс

Публикации по теме:

«Песочная энциклопедия»«Песочная энциклопедия» Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Окружающий мир разнообразен и удивителен. Так хочется побывать везде и поучаствовать.

Подготовка и проведение игр-сказок на песке. Здравствуйте!Я работаю с детьми старшего возраста. И я хочу представить вам подготовку и проведение игр -сказок на песке. Игры на песке.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Игры на песке»
Опубликовано: 3 ноября 2014 в 15:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Игры на песке»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Сунцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД